Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Патронова Р.В, судей Курчевской С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 января 2021 г. по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 20 октября 2020 г.
гражданское дело N 2-296/2020 по иску Амелина Валерия Владиславовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Амелин Валерий Владиславович обратился в суд с иском к Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (далее - ГУ-УПФ РФ в Рославльском районе Смоленской области, пенсионный орган) об оспаривании решения ответчика от 12 декабря 2019 г. N 197541/19 об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда, в связи недостаточностью специального стажа. При этом в специальный стаж, необходимый для досрочного назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионным органом не были включены периоды работы:
- с 10 июня 1982 г. по 25 июля 1985 г. в должности котельного машиниста кабельного судна "Зея" в восковой части 20533 г. Мурманска;
- со 2 августа 1985 г. по 20 сентября 1986 г. в должности слесаря 3-го разряда по ремонту оборудования машинных цехов атомных электростанций в зоне ионизирующего излучения на производственном предприятии "Каунасэнергоремонт";
- с 22 июня 2006 г. по 6 ноября 2007 г, с 8 декабря 2008 г. по 31 декабря 2008 г, со 2 января 2009 г. по 10 мая 2011 г. в должности монтажника по ремонту стальных и железобетонных конструкций 3-го разряда в ООО СФПСК "Щит";
- с 15 ноября 2007 г. по 1 сентября 2008 г. в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций 3-го разряда в ООО "Возрождение строительно-монтажное управление-3";
- с 16 июня 2011 г. по 29 июля 2011 г. в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4-го разряда в ООО "Монолит";
- с 4 октября 2011 г. по 16 августа 2015 г, с 18 августа 2015 г. по 19 ноября 2015 г, с 21 ноября 2015 г. по 31 декабря 2018 г. в должности слесаря аварийно-восстановительных работ 3-го разряда в ООО "Смоленская АЭС-Сервис".
Указывает, что в данные периоды, постоянно в течение полного рабочего дня осуществлял работу в тяжелых (вредных) условиях труда, что, по мнению истца, даёт ему право на включение указанных периодов в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Просил признать незаконным решение пенсионного органа от 12 декабря 2019 г. N 197541/19 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязать пенсионный орган включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорные периоды, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - с 12 сентября 2019 г.
Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 15 июля 2020 г. исковые требования Амелина В.В. удовлетворены частично. На ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда период работы Амелина В.В. с 10 июня 1982 г. по 30 ноября 1982 г, с 22 июня 1983 г. по 13 мая 1985 г, с 20 мая 1985 г. по 9 июня 1985 г. в должности котельного машиниста кабельного судна "Зея" в войсковой части 20533 г. Мурманска; в должности слесаря 3-го разряда по ремонту оборудования машинных цехов атомных электростанций в зоне ионизирующего излучения на производственном предприятии "Каунасэнергоремонт" в объёме 304 рабочих дней (64 рабочих дня в 1985 году и 240 рабочих дней в 1986 года). В остальной части в удовлетворении иска Амелина В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 20 октября 2020 г. решение суда первой инстанции в части отказа во включении периодов работы Амелина В.В. с 22 июня 2006 г. по 6 ноября 2007 г, с 8 декабря 2008 г. по 31 декабря 2008 г, со 2 января 2009 г. по 10 мая 2011 г. в должности монтажника по ремонту стальных и железобетонных конструкций 3-го разряда в ООО СФПСК "Щит" в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отменено. В данной части принято новое решение, которым данные периоды включены в специальный стаж работы, Амелину В.В. назначена досрочная страховая пенсия по старости с 17 августа 2020 г.
В кассационной жалобе начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонного) Шадриной Н.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 20 октября 2020 г. в части включения в специальный стаж Амелина В.В. периодов работы с 22 июня 2006 г. по 6 ноября 2007 г, с 8 декабря 2008 г. по 31 декабря 2008 г, со 2 января 2009 г. по 10 мая 2011 г, а также назначении страховой пенсии с 17 августа 2020 г, как незаконного. В обоснование доводов кассационной жалобы её податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права и неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что Амелиным В.В. не были представлены документы, подтверждающие полную занятость в указанные периоды на работах с тяжелыми условиями труда. Считает, что суд оставил без должной правовой оценки представленные ООО СФПСК "Щит" справки, из которых следует, что работодатель не обеспечивал рабочих профессии монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций занятостью работами по их профессии, в силу чего сведения подавались без кода льготной профессии. Полагает, что в нарушение требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" суд не учел, что подаваемые работодателем сведения не содержали кода особых условий труда. Считает, что суд апелляционной инстанции, признавая за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 17 августа 2020 г. не учел, что на указанную дату у истца отсутствовал необходимый специальный стаж.
В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции истец Амелин В.В, представитель ответчика не явилися. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 26 января 2021 г, извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 5 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы гражданского дела, представленный истцом отзыв на кассационную жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность принятого судом апелляционной инстанции судебного постановления, кассационный суд находит доводы жалобы заслуживающими внимания.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10.
Согласно разделу XXVIII "Транспорт" пункта 3 "Морской и речной флот" право на льготное обеспечение имеют машинисты всех наименований (позиция 23003010-13502).
Согласно разделу XXX "Транспорт" пункта 2 "Морской флот. Плавсостав флота" право на досрочное назначение пенсии имеют машинисты, старшие машинисты Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, действовавшим до 1 января 1992 г.
Разрешая спор о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, периодов работы с 10 июня 1982 г. по 30 ноября 1982 г, с 22 июня 1983 г. по 13 мая 1985 г, с 20 мая 1985 г. по 9 июня 1985 г. в должности котельного машиниста кабельного судна "Зея" в войсковой части 20533 г. Мурманска; в должности слесаря 3-го разряда по ремонту оборудования машинных цехов атомных электростанций в зоне ионизирующего излучения на производственном предприятии "Каунасэнергоремонт" в объёме 304 рабочих дней (64 рабочих дня в 1985 году и 240 рабочих дней в 1986 года), суд первой инстанции, руководствуясь приведенными положениями пенсионного законодательства, установив, что Амелин В.В. в данные периоды работал в должностях, предусмотренных Списками N 2, пришёл к выводу об обоснованности заявленного Амелиным В.В. иска в указанной части.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска о включении в специальный стаж истца периодов работы с 10 июня 1982 г. по 30 ноября 1982 г, с 22 июня 1983 г. по 13 мая 1985 г, с 20 мая 1985 г. по 9 июня 1985 г. в должности котельного машиниста кабельного судна "Зея" в войсковой части 20533 г. Мурманска; в должности слесаря 3-го разряда по ремонту оборудования машинных цехов атомных электростанций в зоне ионизирующего излучения на производственном предприятии "Каунасэнергоремонт" в объёме 304 рабочих дней (64 рабочих дня в 1985 году и 240 рабочих дней в 1986 года) сторонами не обжалуется, в связи с чем по правилам статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска Амелина В.В. о включении в специальный стаж периодов работы с 22 июня 2006 г. по 6 ноября 2007 г, с 8 декабря 2008 г. по 31 декабря 2008 г, со 2 января 2009 г. по 10 мая 2011 г. в должности монтажника по ремонту стальных и железобетонных конструкций 3-го разряда в ООО СФПСК "Щит", суд первой инстанции, сославшись на Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, которым утвержден перечень документов, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости, исходил из того, что истцом не представлены доказательства, подтверждающих осуществление работы в тяжелых условиях труда в объёме не менее 80 % рабочего времени, а также из того, что работодателем Амелина В.В, зарегистрированного в системе государственного пенсионного страхования 24 декабря 1998 г, предоставлялись сведения о работе без указания кода льготы.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворения иска Амелина В.В. и включая в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 22 июня 2006 г. по 6 ноября 2007 г, с 8 декабря 2008 г. по 31 декабря 2008 г, со 2 января 2009 г. по 10 мая 2011 г. в должности монтажника по ремонту стальных и железобетонных конструкций 3-го разряда в ООО СФПСК "Щит", суд апелляционной инстанции исходил из того материалами дела подтверждается полная занятость истца на тяжелых условиях труда в подтверждение чего сослался на заключение государственной экспертизы труда Департамента Смоленской области по социальному развитию, а также документы, исследованные экспертом в ходе проведения судебной экспертизы.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции в части включения в специальный стаж Амелина В.В. периодов работы с 22 июня 2006 г. по 6 ноября 2007 г, с 8 декабря 2008 г. по 31 декабря 2008 г, со 2 января 2009 г. по 10 мая 2011 г. в должности монтажника по ремонту стальных и железобетонных конструкций 3-го разряда в ООО СФПСК "Щит" и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 17 августа 2020 г. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 стать 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно части 2 статьи 56 данного кодекса суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Имеющие значение обстоятельства определяются судом исходя из указанного истцом основания иска, доводов и возражений сторон и норм материального права, подлежащих применению при разрешении спора.
Статьей 198 этого же кодекса предусмотрено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования процессуальный закон предъявляет и к апелляционному определению, что подтверждается также разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Вместе с тем постановление суда апелляционной инстанции указанным требованиям не соответствует.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 г, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (позиция 229000а-14612).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в связи с работой с тяжелыми условиями труда) имеют монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций при условии подтверждения выполняемой ими работы в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80 процентов рабочего времени, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом согласно пункту 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы:
а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В пункте 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н, предусмотрено, что в случаях, когда необходимые данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и её льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Однако суд апелляционной инстанции ошибочно не применил вышеприведенные нормы материального права, устанавливающие порядок и условия назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, которые проработали на работах с тяжелыми условиями труда, и применительно к ним не дал надлежащую правовую оценку содержащимся в выданных ООО СФПСК "Щит" справках, согласно которым работодатель истца не подтвердил полную занятость истца на работах с тяжелыми условиями труда.
Кроме того, вывод суда апелляционной инстанции о включении в специальный стаж истца по Списку N 2 периодов работы в должности монтажника по ремонту стальных и железобетонных конструкций сделан без учета разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (статья 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции, установив дату регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (24 декабря 1998 г.), надлежащую правовую оценку сведениям индивидуального (персонифицированного) учета истца в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами не дал.
При этом суд апелляционной инстанции также не учел, что согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, гражданин, претендующий на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может оспорить достоверность таких сведений, предоставленных работодателем, доказав факт выполнения им такой работы в судебном порядке путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции данные положения закона не учел, не дал надлежащей правовой оценки тому обстоятельству, что период работы Амелина В.В. в должности монтажника по ремонту стальных и железобетонных конструкций приходится на период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, работодатель истца сведения о льготном характере работы истца (в связи с тяжелыми условиями труда) не подавал, страховые взносы в повышенном размере не уплачивал.
Кроме того, признавая за Амелиным В.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 17 августа 2020 г, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что на указанную дату у истца имеется специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в размере 10 лет 4 месяца 16 дней и потому он имеет право на снижение пенсионного возраста.
Однако, принимая данное решение суд апелляционной инстанции не учёл, что в силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 этого же Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы.
Признавая за Амелиным В.В. право на досрочную страховую пенсиях по старости с 17 августа 2020 г. со снижением пенсионного возраста на четыре года, суд апелляционной инстанции приведенные положения пенсионного законодательства не применил, а также не учёл, что с заявлением о назначении страховой пенсии Амелин В.В. обратился 12 сентября 2019 г, требований о назначении пенсии с 17 августа 2020 г. суду не заявлял.
С учётом изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, проверить наличие у истца Амелина В.В. права на страховую пенсию с учетом снижения пенсионного возраста, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 20 октября 2020 г. в части отмены решения Рославльского городского суда Смоленской области от 15 июля 2020 г. и вынесении новое решения о включении периодов работы Амелина В.В. с 22 июня 2006 г. по 6 ноября 2007 г, с 8 декабря 2008 г. по 31 декабря 2008 г, со 2 января 2009 г. по 10 мая 2011 г. в должности монтажника по ремонту стальных и железобетонных конструкций 3-го разряда в ООО СФПСК "Щит" в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 17 августа 2020 г. отменить, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Смоленский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.