Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., и судей Рачиной К.А., Дегтеревой О.В., при ведении протокола помощником судьи Филатовой Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе *** на решение Мещанского районного суда города Москвы от 06 августа 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований *** к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о взыскании невыплаченной суммы премии, компенсации морального вреда - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец *** обратилась в суд с иском к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о взыскании невыплаченной суммы премии, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что проходит государственную службу на основании служебного контракта с 28 августа 2017 года в Министерстве сельского хозяйства РФ, занимает должность советника отдела мониторинга показателей развития личных подсобных хозяйств Департамента развития сельских территорий, ведущая группа должностей категории "специалист", в соответствии с приказами работодателя подлежала ежемесячному премированию, однако, за период с августа по декабрь 2019 года работодателем неправомерно снижался размер премии, а за период с января по апрель 2020 года премия истцу не выплачивалась, что по мнению истца является незаконным и следствием дискриминации, направленной на принуждение к увольнению. Ссылаясь на изложенное *** просила признать неправомерным снижение ей размера премии за период с августа по декабрь 2019 года, признать неправомерной невыплату премии за период с января по апрель 2020 года, взыскать с ответчика в её пользу 255 585 руб. невыплаченной премии, в счет компенсации морального вред 300 000 руб.
Истец и её представитель адвокат Гросс Д.Л, исковые требования поддержали в полном объеме; представитель ответчика по доверенности - Косарева Н.И. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам письменных возражений на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам своей апелляционной жалобы.
Проверив дело согласно ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения истца и ее представителя Гросс Д.Л, возражения представителя ответчика Косаревой Н.И, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с абзацами 1 и 2 части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Трудового кодекса РФ не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
При рассмотрении дела судом было установлено, что на основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 751-лс, *** назначена на должность советника отдела мониторинга показателей развития личных подсобных хозяйств Департамента развития сельских территорий и с ней заключен служебный контракт от 28 августа 2017 года о прохождении государственной гражданской службы.
Согласно пункту 12 служебного контракта от 28.08.2017 года *** установлено денежное содержание, которое состоит из: ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в Российской Федерации в размере 120 процентов этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере 2, 5 должностных окладов; ежемесячной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере трех окладов месячного денежного содержания.
Также, согласно условиям служебного контракта от 28 августа 2017 года, в редакции дополнительного соглашения от 09 января 2018 года, *** установлен месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 6 295 руб. в месяц, а также месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере *** руб. в месяц.
Согласно подпункта "б" пункта 10 указанного служебного контракта, поощрение гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей является правом представителя нанимателя.
В соответствии с Положением о дополнительных выплатах, премировании и поощрении федеральных государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным приказом Минсельхоза России от 01.10.2013 года N 368 премирование федеральных государственных гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций, возложенных на структурное подразделение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, исполнения должностного регламента и за конкретный период работы (месяц, квартал, полугодие, год).
В силу п. 8 указанного Положения размеры премии федеральным государственным гражданским служащим департаментов устанавливает по согласованию с курирующим департамент заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации директор департамента в пределах утвержденной к выплате суммы премии. Размеры премии заместителям Министра сельского хозяйства Российской Федерации, помощникам (советникам) Министра сельского хозяйства Российской Федерации, директорам департаментов устанавливает Министр сельского хозяйства Российской Федерации
Показатели при определении размера премии федерального государственного гражданского служащего определены в п. 9 названного Положения, в соответствии с которым учитываются: личный вклад в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и департамента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; степень сложности выполнения заданий, эффективности достигнутых результатов за определенный период работы; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнении поручений руководства департамента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, руководства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; своевременное, добросовестное, качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом.
Согласно пункту 11 Положения решение о выплате премии федеральным государственным гражданским служащим оформляется приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с представленными в материалы дела расчетными листками, приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05 сентября 2019 года N 718-лс, от 03 октября 2019 года N 820-лс, от 08 ноября 2019 года N 931-лс, от 03 декабря 2019 года N 1010-лс, от 16 декабря 2019 года N 1037-лс, истцу назначена и выплачена премия за выполнение особо важных и сложных заданий по обеспечению задач и функций, возложенных на структурные подразделения центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в размерах: *** руб, *** руб, *** руб, *** руб, 11 750 руб, соответственно. Приказом от 24.12.2019 года N 1045-лс, истец была премирована по итогам 2019 года в размере *** руб.
В период с января 2020 года по апрель 2020 года решения о премировании в отношении истца ответчиком не принималось.
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств на основании совокупности собранных по делу доказательств, суд правильно применил положения ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", учел условия Положения о дополнительных выплатах, премировании и поощрении федеральных государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным приказом Минсельхоза России от 01.10.2013 года N 368, служебного контракта, заключенного с истцом, а также ст. 56 ГПК РФ об обязанности каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ***, поскольку доказательств соблюдения условий, предусмотренных указанным Положением и служебным контрактом, для премирования истца в большем размере не имеется, установленный служебным контрактом оклад денежного содержания, а также квартальная премия за выполнение особо важных и сложных заданий и годовая премия за результаты работы, размер которых определен приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, выплачены истцу в полном объеме.
Поскольку нарушения трудовых прав истца по заявленным в иске основаниям судом не установлено, то отказ во взыскании компенсации морального вреда основан на положениях ст. 237 Трудового кодекса РФ.
Доводы истца о совершении ответчиком в отношении нее дискриминационных действий, обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, в связи с чем суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца в указанной части.
Кроме того, условия служебного контракта от 28 августа 2017 года, заключенного с ***, не устанавливают размер ежемесячной премии, а несогласие истца с невыплатой премии не является само по себе основанием для выплаты премии в требуемом истцом размере и не свидетельствует о допущенной со стороны работодателя по отношению к истцу дискриминации.
Доводы апелляционной жалобы истца об отсутствии оснований для невыплаты премии в большем размере, надлежащем исполнении служебных обязанностей, повторяют доводы искового заявления, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем направлены на переоценку собранных по делу доказательств либо неправильное применение и толкование Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Положения о дополнительных выплатах, премировании и поощрении федеральных государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным приказом Минсельхоза России от 01.10.2013 года N 368.
При этом, доводы жалобы о неверном толковании судом норм материального права и локальных нормативных актов ответчика, а также в необъективной оценке ответчиком снижения трудовой нагрузки ***, ее личного вклада в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, степени сложности выполнения заданий, эффективности достигнутых результатов за определенный период работы; оперативности и профессионализма в решении вопросов, входящих в её компетенцию, в подготовке документов, выполнении поручений руководства департамента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; своевременного, добросовестного, качественного выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом являются несостоятельными, поскольку в соответствии со статьями 56, 57, 59, 60 ГПК РФ, суд самостоятельно определяет пределы доказывания, а оснований для удовлетворения исковых требований, учитывая, что порядок премирования гражданских служащих являются компетенцией работодателя и зависят, в частности, от количества и качества, выполненных гражданским служащим особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач возложенных на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и департамент в котором работает истец, состояния фонда оплаты труда и других факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего персонально, судом не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, а потому не могут быть основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 06 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу *** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.