Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, и судей фио, фио, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе Каравайцева фио на решение Дорогомиловского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Исковые требования Каравайцева фио к ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий об отмене дисциплинарного взыскания - оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий об отмене дисциплинарного взыскания приказа N220 от дата в части наложения на него дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что проходит службу в должности начальника отдела обеспечения деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и протокольного обеспечения международных мероприятий) правления (международного взаимодействия) центра (оперативно-аналитического) ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях". дата приказом N220 начальника ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" фио истцу, как сотруднику ФПС ГПС МЧС России, объявлен строгий выговор, за нарушение регламента служебного времени, а также порядка убытия со службы, в том числе в случае болезни, что истец полагает незаконным, нарушающим его трудовые права, поскольку отсутствие истца на рабочем месте являлось следствием уважительных причин и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Истец и его представитель в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали; представитель ответчика МЧС России привлеченный в качестве правопреемника определением от дата, в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав объяснения истца фио и его представителя фио, возражения представителя ответчика - фио проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора допущено не было.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, урегулированы в Федеральном законе от дата N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от дата N 141-ФЗ).
В силу ч.1 ст. 48 Федерального закона от дата N 141-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно ч.2 ст. 48 Федерального закона от дата N 141-ФЗ грубыми нарушениями служебной дисциплины сотрудником федеральной противопожарной службы являются, в том числе, отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени.
Виды дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, установлены ч. 1 ст. 49 Федерального закона от дата N 141-ФЗ, к которым относятся замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнение со службы в федеральной противопожарной службе.
Порядок применения к сотруднику федеральной противопожарной службы дисциплинарных взысканий установлен ст. 51 Федерального закона от дата N 141-ФЗ, которая устанавливает, что дисциплинарные взыскания на сотрудников федеральной противопожарной службы налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, за исключением перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнения со службы в федеральной противопожарной службе сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации (ч. 3). Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник); если на сотрудника федеральной противопожарной службы необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) (ч. 4).
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 6). Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника федеральной противопожарной службы по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (ч. 7). До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме; в случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами; перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 53 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8). О наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя.
Исходя из приведенных нормативных положений, федеральная противопожарная служба является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц. При установлении факта совершения сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка на него может быть наложено дисциплинарное взыскание. Определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания и тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел проступка относится к полномочиям руководителя, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что дата между фио и Министерством российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице начальника ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" фио заключен контракт о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, согласно которому истец принят для прохождения службы в федеральной противопожарной службе в соответствии с Федеральным законом от дата N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на должность начальника отдела обеспечения деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и протокольного обеспечения международных мероприятий) правления (международного взаимодействия) центра (оперативно-аналитического) ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях".
В соответствии с п. 7.3 Контракта истец обязался добросовестно выполнять служебные обязанности, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от дата N141-ФЗ и другими статьями, а также служебные обязакнности в соответствии с настоящим контркктом и должностным регламентом.
В соответствии с п. 7.5 Контракта - соблюдать требования к служебному поведению, служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в ФПС, установленные статьей 14 названного закона и другими федеральными закоными, соблюдать внутренний служебный распорядок НЦУКС.
Приказом от дата N220 фио по результатам проверки от дата привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора по факту неоднократного отсутствия на рабочем месте в период с дата по дата Основанием для издания приказа послужило заключение от дата составленное по результатам служебной проверки, проведенной по месту службы истца по факту отсутствия фио на рабочем месте, при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность выполнения служебных обязанностей (л. д. 17-21).
Согласно п.14 Положения о российском национальном корпусе чрезвычайного гуманитарного реагирования, утвержденного приказом МЧС России от дата N412, отдел ФКУ НЦУКС, в котором проходит службу истец, непосредственно подчинен Департаменту международной деятельности и обеспечивает выполнение задач, возложенных на корпус.
В соответствии с приказом ФКУ НЦУКС от дата N 57-НС в связи с проведением проверки соблюдения установленных законодательством о противодействии запретов и обязанностей подполковник внутренней службы фио на период проверки временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.
При этом судом установлено, что Регламент служебного времени военнослужащих, сотрудников ФПС и рабочего времени гражданского персонала НЦУКС, утвержденный приказом ФКУ НЦУКС от дата N 411, в период отстранения от выполнения служебных обязанностей фио не соблюдал, служебное время использовал по своему усмотрению и отсутствовал на службе по адрес адрес более 4 часов; дата, 03, 10, 13 и 17, 18 дата, уважительными признаны причины отсутствия на службе истца в периоды: с дата по дата, с дата по дата - нахождения истца в отпуске или по болезни.
Как установлено судом, в проверяемый период фио с момента временного отстранения с дата, должен был находиться в распоряжении своего непосредственного начальника - начальника управления (международного взаимодействия ЦОА), соблюдать требования действующего законодательства, внутренний распорядок (регламент служебного времени служебный распорядок).
В ходе проверки фио даны объяснения дата, в которых ссылался на то, что не определено в ЦОА ФКУ НЦУКС его рабочее место нахождения, в период дата дата он находился в Департаменте международной деятельности (адрес), посещал диспансеризацию дата и, виновным в нарушении служебного регламента времени не считает (л.д. 178).
В рамках проведения служебной проверки получены отчет по событиям АПК "Бастион" и служебная характеристика на истца от дата
По результатам проведения служебной проверки было составлено заключение, из которого следует, что за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении служебных дисциплины и несоблюдении порядка убытия со службы с разрешения непосредственного начальника привлечь фио к дисциплинарной ответственности.
Заключение о результатах проведенной служебной проверки утверждено начальником ФКУ НЦУКС генералом - майором фио дата, с заключением истец ознакомлен дата
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона от дата N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником служебных обязанностей, однако, после издания распоряжения ФКУ НЦУКС от дата N57-НС фио использовал свое служебное время по своему усмотрению, в период отстранения от выполнения служебных обязанностей допустил нарушение служебной дисциплины, выраженное в уклонении от подчинения существующей в учреждении дисциплины и игнорировал правила служебного поведения на рабочем месте, которые установлены в ведомственной системе МЧС Россиии.
Кроме того, материалами дела и заключением проверки, объяснениями данными в ходе проверки истцом подтверждено, что фио не предпринимал мер по уведомлению непосредственных начальников при самостоятельном убытии со службы и неприбытии на службу, нахождении вне места службы, доказательств обратного (равно как и доказательства наличия обстоятельств, которые бы объективно препятствовали это сделать) им не представлены, а потому его доводы в жалобе, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные и не влекущие отмену решения.
Разрешая исковые требования фио об отмене приказа N220 от дата о наложении дисциплинарного взыскания, с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств в виде объяснений сторон, письменных доказательств, исходя из условий контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе, должностной инструкцией начальника отдела обеспечения деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и протокольного обеспечения международных мероприятий) правления (международного взаимодействия) центра (оперативно-аналитического) ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", с которой истец ознакомлен, руководствуясь ст. ст. 189, 192, 193 ТК РФ, положениями Федерального закона от дата N141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку факт нарушения истцом принципов законности, а также единочалия и субординации (подчиненности) на службе в федеральной противопожарной службе, нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении служебной дисциплины, подтвержден доказательствами, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности и оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, такие обстоятельства могли повлечь применение к истцу дисциплинарного взыскания, а порядок и сроки его применения соблюдены, примененное к истцу дисциплинарное взыскание соответствует тяжести совершенного им дисциплинарного проступка учитывая руководящую должность истца и повышенные требования к соблюдению служебной дисциплины, а также неоднократное игнорирование в период прохождения службы истцом правил поведения на рабочем месте и убытия со службы.
Нарушений требований закона, регулирующих порядок проведения служебной проверки и привлечения истца к дисциплинарной ответственности, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, ссылка истца на повторную проверку к таким нарушениям не относится и не влечет отмену решения.
Кроме того, приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора издан уполномоченным лицом (начальником НЦУКС фио) с соблюдением установленного ч. 6 ст. 51 Закона от дата N141-ФЗ срока наложения дисциплинарного взыскания с момента утверждения заключения проверки. С приказом о наложении дисциплинарного взыскания истец ознакомлен дата
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, а потому не могут быть основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией по материалам дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дорогомиловского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.