Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., судей Мызниковой Н.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. гражданское дело (номер дела в суде первой инстанции 2- 1883/20) по апелляционной жалобе фио на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований фио к Военному комиссариату Московской области о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами- отказать", УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Военному комиссариату Московской области, в котором просил взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по выплате пенсии в размере сумма, проценты в порядке ст. 395 ГК РФ в размере сумма, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ с дата, на дату увольнения выслуга составила более 27 лет. Однако процентная надбавка за выслугу лет в период с дата по дата была ему необоснованно установлена в размере 35 %, тогда как при выслуге лет свыше 25 лет размер процентной надбавки должен составлять 40 % в связи с чем образовалась вышеуказанная задолженность.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик Военный комиссариат Московской области на заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени заседания извещен, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщил, в связи с чем дело по апелляционной жалобе рассмотрено в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения истца фио, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований фио о взыскании с Военного комиссариата Московской области задолженности по выплате пенсии, в остальной части не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио Военным комиссариатом Московской области с дата назначена пенсия по выслуге лет, для исчисления которой в расчет приняты оклад по воинскому званию и должности, процентная надбавка за выслугу лет в размере 35 % исходя из выслуги- дата.
фио обратился в Военный комиссариат Московской области с заявлением от дата, в котором просил направить ему сведения о размере выплаченных сумм пенсии за выслугу лет с дата по дата
С учетом данных пенсионного дела истца, пенсия за выслугу лет исчисляется истцу из оклада по последней штатной воинской должности "старший инженер 52 отдела войсковой части 08317", оклада по воинскому званию "майор" и ежемесячной надбавки за выслугу 27 лет, также направлена копия расчета пенсии за выслугу лет, составленного дата и имеющиеся в распоряжении сведения об исчислении пенсии за выслугу лет, начиная с дата
Судом также установлено, что в настоящее время пенсия за выслугу лет фио исчисляется исходя из: должностного оклада- сумма, оклада по воинскому званию- майор- сумма, процентной надбавки за выслугу лет (40%)- сумма
С дата произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсии.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с дата в размере 54 процентов и начиная с дата ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения, выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу и их семьям, регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от дата (с учетом изменений) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий, лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий включать уволенным с военной службы военнослужащим - оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания определены частью 13 статьи 2 Федерального закона от дата N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Порядок исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет и порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, отличаются и регулируются различными постановлениями Правительства Российской Федерации.
Так, Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1074, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, определен Постановлением N 941.
Отказывая фио в удовлетворении исковых требований о перерасчете размера пенсии за период с дата по дата, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами законодательства и исходил из того, что в настоящее время пенсионное обеспечение истца осуществляется ответчиком в полном соответствии с требованиями закона, с учетом изменений, внесенных в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, к числу которых относится истец, в рамках произведенного с дата реформирования системы денежного довольствия военнослужащих.
Между тем с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
Так, на момент назначения пенсии истцу размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, размеры процентных надбавок за выслугу лет и иных выплат, учитываемых в составе денежного довольствия военнослужащих были определены Постановлением Правительства РФ от дата N 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты".
Во исполнение Постановления Правительства РФ от дата N 65 Приказом Министра обороны РФ N 020 от дата "Об упорядочении денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил РФ и усиления их социальной защиты" с дата размер процентной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания при выслуге от 15 до 20 лет определен 30%, при выслуге лет от 20 до 25 лет - 35%, при выслуге лет от 25 и более - 40%. При этом указано, что выплата процентной надбавки и исчисление выслуги лет производится в порядке, установленном статьями 101 - 107 Положения о денежном довольствии военнослужащих и Приказом Министра Обороны РФ дата N 210.
В последующем, с дата вступил в силу Закон РФ "О статусе военнослужащих", в котором п. 6 ст. 13 (в редакции от дата) процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту с дата при выслуге от 15 до 20 лет определена в размере 50%, от 20 до 22 лет - 55%, от 22 до 25 лет в размере 65%, от 25 лет и более в размере 70%, при этом предусмотрено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения указанной процентной надбавки определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от дата N 524 были утверждены новые Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
С дата, как уже указывалось выше, произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона РФ от дата N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
По делу установлено, что на момент увольнения выслуга Полианчика ВВ. в календарном исчислении составила 27 лет 05 месяцев, в льготном исчислении- дата 03 месяца, соответственно при выслуге 27 лет 05 месяцев размер процентной надбавки за выслугу должен составлять 40 %, в то время как, согласно расчета пенсионного органа (л.д.22) пенсия фио назначена и выплачивалась в спорный период исходя из процентной надбавки за выслугу в размере 35 %, что подтверждает доводы истца о допущенной пенсионным органом ошибке при назначении ему пенсии.
Учитывая изложенное, отменяя решение суда первой инстанции в вышеприведенной части и принимая по делу новое решение, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований фио о взыскании с Военного комиссариата Московской области задолженности по выплате пенсии в размере сумма, соглашаясь с расчетом истца, подтвержденным соответствующими документами и не оспоренным со стороны ответчика.
В то же время, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
При этом, исходя из анализа приведенного в п. 3 ст. 2 ГК РФ перечня примеров отношений, регулирование которых с помощью применения норм гражданского законодательства ограничено законом, можно сделать вывод, что речь идет о такого рода отношениях, которые основаны на прямом указании закона, а не на добровольном подчинении, вытекающем из свободного волеизъявления подчиненной стороны.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
При этом для обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе различных видов социальных пособий, правовых оснований назначения пенсий и установление их размеров.
Реализация субъективного права граждан на пенсионное обеспечение ставится в зависимость от соблюдения ими условий действующего законодательства и от выполнения возложенных на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанностей в части проверки соблюдения предусмотренных условий, необходимых для назначения и выплаты пенсии.
При таком положении, с учетом того, что пенсионное обеспечение граждан регулируется самостоятельной отраслью законодательства, то в силу положений ст. 2 ГК РФ нормы Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть применены полностью либо в части только в случае прямого указания на это в специальном законе.
Учитывая, что действующее пенсионное законодательство не содержит нормы, предусматривающей основания для взыскания с пенсионного органа процентов за пользование чужими денежными средствами в случае задержки выплаты пенсии, то основания для применения положений ст. 395 ГК РФ в рамках разрешения спорных правоотношений у суда первой инстанции отсутствовали.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований фио к Военному комиссариату Московской области о взыскании задолженности по выплате пенсии- отменить.
Принять в указанной части новое решение.
Взыскать с Военного комиссариата Московской области в пользу фио задолженность по выплате пенсии в размере сумма
В остальной части решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.