Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей Кирпиковой Н.С., Новиковой Е.А.
при секретаре Агаевой Г.Т, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-292/2020 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Красногорску Московской области к Ватовой Л.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Ватовой Л.Н. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 11 августа 2020 года об удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Красногорску Московской области (далее - ИФНС России по г.Красногорску Московской области) обратилась в суд с административным иском к Ватовой Л.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 8 693 руб, пени в размере 23, 91 руб, ссылаясь на то, что административный ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: *. За период 2016 г. ответчику был начислен земельный налог в сумме 8 693 руб. с учетом предоставленной льготы, который ей не оплачен до настоящего времени.
Решением Кунцевского районного суда г.Москвы от 17 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 октября 2019 года, административные исковые требования ИФНС России по г.Красногорску Московской области удовлетворены.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2020 года решение суда от 17 июля 2019 года и апелляционное определение от 16 октября 2019 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Кунцевского районного суда г.Москвы от 11 августа 2020 года административные исковые требования ИФНС России по г.Красногорску Московской области удовлетворены. Указанным решением постановлено:
взыскать с Ватовой Л.Н. в пользу ИФНС России по г.Красногорску Московской области недоимку по земельному налогу за 2016 г. в размере 8 693 руб, пени - 23, 91 руб, а всего взыскать 8 716 руб. 91 коп.
В апелляционной жалобе административный ответчик Ватова Л.Н. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, исследовав материалы истребованного по запросу суда апелляционной инстанции административного дела N2а-182/2018 по заявлению ИФНС России по г.Красногорску Московской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Ватовой Л.Н. задолженности по налогу и пени, выслушав объяснения представителя административного ответчика Ватовой Л.Н. по доверенности Орловой Н.А, представителя административного истца ИФНС России по г.Красногорску Московской области по доверенности Епихина В.А, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно статье 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Как предусмотрено статьей 396 Налогового кодекса РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
На основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Данные положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу пункта 3 той же статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Ватова Л.Н. в 2016 году являлась собственником земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *.
В адрес Ватовой Л.Н. было направлено налоговое уведомление от 12 октября 2017 года N74189522, которым рассчитан земельный налог за 2016 год в размере 8 693 руб. со сроком уплаты 1 декабря 2017 года.
Согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором 14105016458692 налоговое уведомление получено адресатом 1 ноября 2017 года.
Поскольку обязанность по уплате налога в установленный срок Ватовой Л.Н. исполнена не была, налогоплательщику было выставлено требование N 43427, которым в срок до 6 февраля 2018 года предложено погасить задолженность по земельному налогу в размере 8 693 руб.
Согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором * требование получено адресатом 27 декабря 2017 года.
С учетом изложенного, налоговым органом были приняты меры для взыскания задолженности по налогу в досудебном порядке.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N205 района Крылатское г.Москвы от 6 ноября 2018 года с Ватовой Л.Н. была взыскана недоимка по земельному налогу, пени.
Определением того же мирового судьи от 15 ноября 2018 года судебный приказ отменен на основании возражений должника против его исполнения.
С настоящим иском в суд налоговый орган обратился по почте 17 мая 2019 года (л.д.33).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При этом судом в соответствии с требованиями части 6 статьи 289 КАС РФ проверено соблюдение административным истцом срока и порядка обращения в суд с настоящими требованиями, а также правильность расчета налога.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности; в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Инспекцией земельный налог за 2016 год в размере 8 693 рублей был исчислен исходя из сведений, полученных из органов кадастрового учета, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020220:225 в 2016 году составляла 5 795 361, 00 руб.
Расчет налога осуществлен на основании информации о ставках налога, налоговой базе, о характеристиках и периоде владения в отношении налогооблагаемого земельного участка, а также о налоговых льготах.
Определение ставок налога на территории Московской области в пределах, предусмотренных Кодексом, порядка и сроков его уплаты относится к полномочиям представительных органов муниципальных образований.
Решением Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногороского муниципального района Московской области "Об утверждении положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Отрадненское" от 8 октября 2014 года N11/3-14 установлена льгота в размере 50% для пенсионеров, получающих пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Ватова Л.Н, 1933 г.рожд, является получаетелем пенсии по старости, суд признал правильным произведенный налоговым органом расчет Ватовой Л.Н. земельного налога с учетом имеющихся у нее льгот.
Проверяя соблюдение налоговым органом срока для обращения в суд с настоящим иском, суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено судом, принятый мировым судьей судебный приказ о взыскании с Ватовой Л.Н. недоимки по земельному налогу был отменен 15 ноября 2018 года, таким образом, налоговый орган вправе был обратиться в суд с данным иском в шестимесячный срок, то есть до 15 мая 2019 года.
Вместе с тем, как установлено судом, административный истец ранее с соблюдением 6-месячного срока обращался в суд с данным иском, который был предъявлен в суд 8 февраля 2019 года, однако был возвращен определением судьи от 11 февраля 2019 года (л.д.136-137), повторно направлен по почте 17 мая 2019 года.
Оценив данные обстоятельства применительно к положениям пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что налоговым органом предпринимались необходимые и последовательные действия для обращения в суд с настоящим иском, в связи с чем установленный законом срок не может быть признан пропущенным административным истцом без уважительных причин.
При таких обстоятельствах судом правомерно удовлетворены заявленные ИФНС России по г.Красногорску к Ватовой Л.Н. административные исковые требования.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
При этом судебная коллегия отмечает, что, реализуя указания суда кассационной инстанции, изложенные в кассационном определении от 22 января 2020 года, суд первой инстанции дал оценку обстоятельствам, связанным с обращением административного истца в суд с настоящим иском, в связи с чем признал, что такой срок не может быть признан пропущенным без уважительных причин.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ватовой Л.Н. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.