Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Михайловой Р.Б., Гордеевой О.В., при секретаре Малаховой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузьмаковой Лидии Александровны к Администрации поселения Воскресенское в городе Москве об оспаривании решения, обязании внести сведения в похозяйственную книгу и выдать выписку (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-169/2020)
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя административного истца Кузьмаковой Л.А. по доверенности Ласточкина А.В. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2020 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца по доверенности Ласточкина А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьмакова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации поселения Воскресенское в городе Москве, в котором просила признать незаконным и отменить решение административного ответчика, оформленное письмом N02-01-17-1240/19 от 27 декабря 2019 года, об отказе в осуществлении учета личного подсобного хозяйства на земельном участке, общей площадью * кв.м, расположенном по адресу: город Москва, поселение Воскресенское, деревня Каракашево; обязать административного ответчика на основании поданных документов внести в похозяйственную книгу запись о праве собственности Кузьмаковой Л.А. на данный земельный участок, предоставленный ей для ведения личного подсобного хозяйства, и выдать об этом выписку.
В обоснование заявленных требований административный истец указывала на то, что на законных основаниях является собственником названного земельного участка, предоставленного ей для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе уплачивала за него земельный налог; сведения о ее правах в похозяйственной книге безосновательно не внесены; она представила административному ответчику постановление главы Администрации Воскресенского сельского Совета Ленинского района Московской области N 32 от 17.06.1992 года "О передаче земельных участков в собственность граждан в пределах границ дер. Каракашево", акт территориальной администрации Воскресенского сельского округа от 01.11.2002 года; квитанции об уплате земельного налога за 1994-2001 годы и ответ Администрации от 28.12.2006 года, в совокупности подтверждающие факт передачи данной земли в ее собственность; отсутствие выписки препятствует оформлению прав и их регистрации в ЕГРН.
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Кузьмаковой Л.А. было отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель административного истца по доверенности Ласточкин А.В. просит об отмене данного судебного акта как незаконного, в обоснование доводов указывая на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права, принципы состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Ласточкина А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
При рассмотрении административного дела установлено и подтверждается представленными материалами, что 24 декабря 2019 года административный истец Кузьмакова Л.А. на личном приеме обратилась к Главе Администрации поселения Воскресенское в г. Москве с заявлением о внесении в похозяйственную книгу записи о наличии у нее права собственности на земельный участок, общей площадью * кв.м, расположенный по адресу: город Москва, поселение Воскресенское, деревня Каракашево, выдаче правообладателю соответствующей выписки из похозяйственной книги по установленной форме для последующего оформления прав на землю в ЕГРН, в связи с чем представила следующие документы:
- архивную копию постановления главы Администрации Воскресенского сельского Совета Ленинского района Московской области N 32 от 17.06.1992 года "О передаче земельных участков в собственность граждан в пределах границ дер. Каракашево" (л.д. 10-10об);
- акт территориальной администрации Воскресенского сельского округа от 01.11.2002 года об отсутствии подлинников документов о передаче земельных участков в собственность граждан за 1992-1994 годы, и что квитанции по уплате земельного налога - единственное, что свидетельствует о передаче земли в собственность граждан (л.д. 12-13);
- квитанции об уплате земельного налога за 1994-2001 годы (л.д. 18-21).
- ответ за подписью Главы Администрации Воскресенского сельского поселения Ленинского муниципального района Московской области от 28.12.2006 года (л.д. 16).
По результатам рассмотрения обращения гражданина письмом Администрации поселения Воскресенское в городе Москве N02-01-17-1240/19 от 27 декабря 2019 года заявителю было сообщено об отсутствии правовых оснований для внесения в похозяйственную книгу записи о наличии у Кузьмакой Л.А. права собственности на земельный участок площадью 514 кв.м, расположенный по адресу: город Москва, поселение Воскресенское, деревня Каракашево, а также выдачи соответствующей выписки из нее, поскольку государственная регистрация права на указанный земельный участок на имя Кузьмаковой Л.А. не произведена, отсутствуют правоустанавливающие документы на данный земельный участок; заявителю разъяснено право обращения в суд за защитой нарушенного права (л.д. 7).
Из архивной копии Постановления Главы Администрации Воскресенского сельского Совета Ленинского района Московской области N 32 от 17.06.1992 "О передаче земельных участков в собственность граждан в пределах границ дер. Каракашево" не следует, что непосредственно Кузьмаковой Л.А. передавался в собственность спорный земельный участок и ей выдавалось компетентным органом об этом свидетельство о праве собственности на землю; приложение к постановлению отсутствует, как и поименный список граждан, речь о которых, возможно, идет в указанном постановлении.
Из акта территориальной администрации Воскресенского сельского округа от 01.11.2002 года действительно следует, что подлинники документов (с подписью главы и печатью) о передаче земельных участков в собственность граждан за 1992-1994 годы в Администрации отсутствуют; вместо них обнаружены незаверенные ксерокопии документов; книги регистрации выдачи свидетельств о праве собственности на землю утрачены; сохранены лицевые счета по уплате земельного налога и квитанции ф. 24 по уплате земельного налога, начиная с 1992 года, которые рекомендовано хранить (л.д. 5-6).
Из письма архивного отдела Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 14.01.2020 года следует, что лицевые счета и квитанции по оплате земельного налога, выданные Администрацией поселения Воскресенское Ленинского района Московской области, на хранение не поступали, поэтому выдать копии вышеуказанных документов на имя Кузьмаковой Л.А. не представляется возможным (л.д. 14).
Письмом архивного отдела Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 28.01.2020 года сообщено, что в просмотренной похозяйственней книге д. Каракашево Воскресенского сельского Совета Ленинского района Московской области за 1991-1996 годы хозяйство на имя Кузьмаковой Лидии Александровны отсутствует (л.д. 15).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Кузьмаковой Л.А. требований и исходил при этом из того, что оснований полагать оспариваемое решение административного ответчика не соответствующим закону, нарушающим права административного истца, не имеется; в похозяйственную книгу вносятся сведения на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие прав на земельный участок; из представленных истцом документов права истца на земельный участок со всей очевидностью не следуют, в связи с чем внести те сведения, о которых просит заявитель, и предоставить ей соответствующую выписку из похозяйственной книги о праве собственности на конкретный земельный участок, административный ответчик обоснованно не усмотрел, правомерно обратив внимание заявителя на право обратиться за разрешением земельного спора в суд.
Названные суждения суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подтвержденными совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оценёнными судом согласно статье 84 КАС РФ. Оснований не согласиться с ними не имеется.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Из части 1 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Согласно части 2 статьи 49 указанного Федерального закона N218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (часть 3 статьи 49 указанного Федерального закона N218-ФЗ).
В силу части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 г. N 345 утверждены форма и Порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов (далее - Порядок).
Ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства (пункт 1 Порядка).
Исходя из пункта 7 указанного Порядка, записи в похозяйственную книгу производятся должностными лицами на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правоудостоверяющим документом, подтверждающим право на земельный участок, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, как для внесения сведений в похозяйственную книгу, так и для выдачи из нее соответствующей выписки административному истцу надлежало представить Администрации правоудостоверяющие документы, свидетельствующие со всей очевидностью о наличии у Кузьмаковой Л.А. права собственности на конкретный земельный участок; заявитель не отрицает, того, что такого документа не имеет; а имеющиеся в ее распоряжении документы бесспорными не являются, подлежат оценке, в частности, судом при разрешении земельного спора, с которым заявитель не лишена возможности обратиться; административный ответчик не наделен компетенцией разрешать споры о правах на землю.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что Кузьмаковой Л.А. правомерно отказано во внесении записи о наличии у нее права собственности на вышеуказанный земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, а также выдаче соответствующей выписки из похозяйственной книги о наличии у нее права собственности на такой земельный участок; решение административного ответчика об этом соответствует закону, прав административного истца не нарушает, принято Администрацией в пределах предоставленной компетенции по результатам надлежащего рассмотрения обращения гражданина.
Суд разрешилспор в соответствии с нормами законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, постановилзаконное и обоснованное решение (статья 176 КАС РФ).
Напротив, оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы и дополнения к ней не имеется; они не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; по сути, они повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца, изложенную суду первой инстанции, которая получила надлежащую оценку в соответствии со статьей 84 КАС РФ и с учетом вышеизложенного обоснованно признана несостоятельной.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
При этом судебная коллегия отмечает, что Кузьмакова Л.А. в связи с оспариваемым отказом фактически не лишена права пользования земельным участком, как и возможности оформить земельные отношения в установленном законом порядке, в том числе обратиться в суд с иском о признании за ней соответствующих прав. Администрация поселения Воскресенское в городе Москве не наделена полномочиями во внесудебном порядке разрешать споры о правах гражданина на земельный участок.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела судебной коллегией не установлены; нарушения норм процессуального права в силу части 4 статьи 310 КАС РФ основанием к отмене решения не являются, к принятию судом неправильного решения не привели; оснований полагать, что суд не учел все доводы административного истца и его возражения против отзыва административного ответчика, не имеется; против рассмотрения административного дела в свое отсутствие представитель административного истца не возражал (л.д. 72).
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней представителя административного истца Кузьмаковой Л.А. по доверенности Ласточкина А.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.