Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В.
при секретаре Сангаджиевой Д.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-403/2020 по административному иску Вавилова А.Ю. к ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО N4 УФСИН России по Москве, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении
по апелляционной жалобе административного истца Вавилова А.Ю. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Вавилов А.Ю. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО N 4 УФСИН России по городу Москве, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что приговором Бабушкинского районного суда г.Москвы от 23 июля 2015 года он был осужден к 5 годам лишения свободы. В период с 23 июля 2015 года по 14 января 2016 года административный истец находился в ФКУ СИЗО N 4 УФСИН России по г.Москве. В период нахождения в указанном учреждении были нарушены условия его содержания. В период с 20 января 2016 года по 25 декабря 2018 года административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В период нахождения в указанном учреждении нарушались условия его содержания. В результате действий (бездействия) административных ответчиков, выразившихся в нарушении условий содержания, истцу был причинен моральный вред, в связи с чем истец просил признать действия (бездействие) ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в нарушении условий содержания истца в период с 20 января 2016 года по 25 декабря 2018 года, незаконными, признать действия (бездействие) ФКУ СИЗО N 4 УФСИН России по г. Москве, выразившиеся в нарушении условий содержания истца в период с 23 июля 2015 года по 14 января 2016 года, незаконными, взыскать с ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области компенсацию за нарушение условий содержания в размере 1 071 000 руб, с ФКУ СИЗО N 4 УФСИН России по г. Москве - компенсацию за нарушение условий содержания в размере 176 000 руб.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Вавилова А.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Вавилов А.Ю. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Абрамовой О.А, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Согласно статье 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьй 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемы в совершении преступлений" следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 16 данного Федерального закона Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей устанавливается порядок:
1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;
3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;
6) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;
7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов;
8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб;
9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;
10) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду;
11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;
12) проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы;
13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;
15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником;
16) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях;
17) личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;
18) выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.
Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
Статьей 17.1 данного Федерального закона предусмотрено, что подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьей 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что приговором Бабушкинского районного суда города Москвы от 23 июля 2015 года Вавилов А.Ю. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, ему назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Указанный приговор оставлен без изменения апелляционным определением судебной коллегией по уголовным делам Московского городского суда от 9 декабря 2015 года.
В период с 23 июля 2015 года по 14 января 2016 года админстративный истец содержался в ФКУ СИЗО N 4 УФСИН России по г. Москве.
Обратившись в суд с административным иском, Вавилов А.Ю. ссылался на то, что камера N502 СИЗО N4 рассчитана на 4-х человек, тогда как в ней находились 5 человек; камера N528 СИЗО N4 рассчитана на 3-х человек, тогда как в ней находилось 5 человек. Таким образом, на одного человека приходилось менее 4-х квадратных метров жилой площади, что является нарушением прав истца. Также истец ссылался на то, что туалет отделялся перегородкой, которая не закрывалась; в зимнее время отсутствовало отопление; мыться водили раз в неделю; в камерах было плохое освещение; матрацы были тонкие; камера не проветривалась, вентиляция не работала; в камерах было много дыма от курения; под камерами находился подвал, в связи с чем в камерах было сыро, на стенах была плесень, в камерах обитали клопы, тараканы, мыши, при этом административным ответчиком мер по устранению вышеуказанных нарушений не предпринималось.
Как установлено судом, в период с 20 января 2016 года по 25 декабря 2018 года истец отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В обоснование заявленных требований Вавилов А.Ю. ссылался на нарушение норм жилой площади в отряде N10 секции 2 (площадь жилого помещения 83, 7 кв.м, наполнение 53 человека). Кроме того, указывал на отсутствие необходимых помещений коммунально-бытового назначения (сушилка, гардеробная, комната быта т.д.), отсутствие необходимой мебели и санитарно-технического оборудования (бак для питьевой воды с тазом и кружкой, настенные часы, бачок для отходов, плита электрическая и т.д.), нарушение норм гигиены и санитарии (отсутствие стиральной машины, 3 умывальника вместо 4; ссылался на отсутствие пожарной сигнализации, невозможность получения дистанционного образования, наличие недостаточного количества комнат для длительных свиданий, ненадлежащие условия во временном пункте раздачи пищи, необеспечение одеждой установленного образца и средствами личной гигиены.
Истец полагал, что действия (бездействие) административных ответчиков, выразившиеся в нарушении условий его содержания, являются незаконными, нарушают его права.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд указал на то, что, как установлено в ходе судебного разбирательства, по прибытии в ФКУ СИЗО N 4 УФСИН России по городу Москве Вавилов А.Ю. был обеспечен индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями (матрасом, подушкой, одеялом, наволочкой, простыней, полотенцем), был размещен в камеру N502, площадью 17, 48 кв.м, в которой имелось 4 спальных места и находилось 4 человека; 2 ноября 2015 года истец был размещен в камеру N528, площадью 14, 08 кв.м, в которой имелось 4 спальных места и находилось 4 человека.
Камеры N502 и N528 оборудованы в соответствии с пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции от 14 октября 2005 года N189, а именно: имеется туалет, расположенный в углу камеры (со стороны входа), расположение санитарного узла обеспечивает достаточную степень изолированности (в соответствии с требованиями СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума"), высота перегородок составляет 1, 5 м, перегородки выполнены из кирпичной кладки с облицовкой из керамической плитки, выше перегородок до потолка расположен поликарбонат, установлена деревянная дверь, умывальник (с горячим и холодным водоснабжением), имеются кровати, столы, тумбочки, скамейки, отсекающая решетка (5х5 см размер ячейки по осям), рабочее и дежурное освещение с лампами накаливания, огражденные решеткой, имеется вентиляция (вытяжная), радиоточка, шкаф для продуктов, полка для туалетных принадлежностей, вмонтированное в стену зеркало, вешалка для верхней одежды; освещенность камеры соответствует нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01; окна оборудованы металлическими отсекающими решетками в соответствии с приказом ФСИН России N407 от 27 июля 2007 года "Об утверждении Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России"; имеется горячая вода и отопление; не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут (пункт 45 Правил внутреннего распорядка). Постельное белье выдается по нормам и стандартам, смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе, истцу ежедневно предоставлялась прогулка продолжительностью 1 час.
Согласно представленным суду доказательствам в период содержания истца в ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, общая площадь 10 отряда (общежитие для временного проживания N7) составила 218, 3 кв.м, наполняемость в период нахождения истца 53 человека, что соответствует требованиям части 1 статьи 99 УИК РФ; количество комнат для длительных свиданий устанавливается исходя из лимита наполнения учреждения; во временном пункте приема пищи приготовление пищи осуществляется с соблюдением технологии и санитарных норм, помещение обеспечено всем необходимым; регулярно производится дезинсекция, дезинфекция всех помещений; осужденные были обеспечены положенной формой одежды, работа банно-прачечного комплекса была организована в соответствии с требованиями закона, прачечное отделение оснащено необходимым оборудованием, качество воды удовлетворительное, средствами личной гигиены осужденные обеспечивались ежемесячно; в камерах имеется постоянная естественная вентиляция, которая обеспечивает доступ свежего воздуха через оконные проемы камер; курение осуществляется в специально отведенных местах, пожарная сигнализация находилась в исправном состоянии, на территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области организовано обязательное профессиональное обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, не имеющих профессии.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными административными ответчиками ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г.Москве, ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области справками, книгами количественной проверки лиц (л.д.132-162, 170-181), оснований не доверять которым у суда не имелось.
С учетом изложенного, разрешая настоящий спор, суд в соответствии с требовниями статей 84, 178, 180, 227.1 КАС РФ исходил из того, что административными ответчиками в ходе судебного разбирательства представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости и достоверности, объективно опровергающие доводы административного истца о содержании его в период пребывания в ФКУ СИЗО N4 УФСИН России по г. Москве и в ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в условиях, унижающих человеческое достоинство.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о нарушении условий его содержания в период пребывания в ФКУ СИЗО N4 УФСИН России по г. Москве и в ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вавилова А.Ю. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.