Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н, судей Бартенева Ю.И, Негласона А.А, при ведении протокола помощником судьи Ионкиной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петрова В.А. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Краснокутском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии, обязанности включения периодов в специальный стаж, назначении пенсии, взыскание расходов на оплату услуг представителя, расходов по оплате государственной пошлины
по апелляционной жалобе Петрова В.А. на решение Краснокутского районного суда Саратовской области от 16.09.2020 г, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н, объяснения истца Петрова В.А, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика Павловой Л.В, возражавшей по доводам жалобы, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Петров В.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ (далее ГУ УПФ РФ) в Краснокутском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии, обязанности включения периодов в специальный стаж, назначении пенсии, взыскании расходов на оплату услуг представителя, расходов по оплате государственной пошлины.
Требования мотивировал тем, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением ГУ УПФ РФ в Краснокутском районе Саратовской области (межрайонное) N 200000000497/570194/19 ему отказано в назначении пенсии, поскольку в специальный стаж ему не были засчитаны периоды работы с 16.04.2001 г. по 28.02.2003 г. в должности машиниста МПТ; с 01.03.2003 г. по 01.01.2006 работа в должности машиниста путевых машин; 26.09.2016 г. отпуск без сохранения заработной платы; 12.07.2016 г, 14.07.2017 г, 17.07.2017 г, 12.07.2018 г, 17.07.2018 г, 12.07.2019 г. - дни прохождения медицинского обследования; с 15.05.2006 г. по 17.05.2006 г, с 13.11.2007 г. по 15.11.2007 г, с 13.12.2007 г. по 20.12.2007 г. - периоды нахождения в командировках; с 01.06.2006 г. по 30.09.2012 г. работа в должности машиниста мотовоза. Указанные спорные периоды не зачтены ему в стаж на соответствующих видах работ. При этом страховой стаж ответчиком определен как 37 лет 03 мес.17 дней, стаж на соответствующих видах работ - 07 лет 0 мес.17 дней.
Считая свои пенсионные права нарушенными, с учетом уточненных исковых требований, истец просил признать незаконным решение ГУ УПФ РФ N в части исключения из его специального стажа периодов работы: с 16.04.2001 г. по 28.02.2003 г. в должности машиниста МПТ; с 01.03.2003 г. по 01.01.2006 г. в должности машиниста путевых машин; 26.09.2016 г. отпуск без сохранения заработной платы; 12.07.2016 г, 14.07.2017 г, 17.07.2017 г, 12.07.2018 г, 17.07.2018 г, 12.07.2019 г. - дни прохождения медицинского обследования; с 15.05.2006 г. по 17.05.2006 г, с 13.11.2007 г. по 15.11.2007 г, с 13.12.2007 г. по 20.12.2007 г. - периоды нахождения в командировках; с 01.06.2006 г. по 30.09.2012 г. работа в должности машиниста мотовоза, обязать ответчика включить указанные периоды в его специальный стаж на соответствующих видах работ и назначить ему пенсию с 08.11.2019 г.; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлине в сумме 300 рублей и расходы, связанные с оплатой услуг представителя - 25000 рублей (т.1 л.д. 4-6, 153).
Решением Краснокутского районного суда Саратовской области от 16.09.2020 г. исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ УПФ РФ в Краснокутском районе Саратовской области (межрайонное) N в части исключения из специального стажа Петрова В.А. дней прохождения медицинского обследования: 12.07.2016 г, 14.07.2017 г, 17.07.2017 г, 12.07.2018 г, 17.07.2018 г, 12.07.2019 г. На ГУ УПФ РФ в Краснокутском районе Саратовской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж Петрова В.А. дни прохождения медицинского обследования: 12.07.2016 г, 14.07.2017 г, 17.07.2017 г, 12.07.2018 г, 17.07.2018 г, 12.07.2019 г.
В остальной части исковых требований Петрова В.А. к ГУ УПФ РФ в Краснокутском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии, обязанности включения периодов в специальный стаж, назначении пенсии, взыскание расходов на оплату услуг представителя, расходов по оплате государственной пошлины, отказано.
В апелляционной жалобе Петров В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Автор жалобы выражает несогласие с данной судом первой инстанции оценкой представленным сторонами доказательствам, указывая, что сокрытие работодателем сведений о наличии вредных условий труда и воздействии вредных факторов на работников определенных профессий либо должностей в список, предоставляемый в территориальный орган пенсионного фонда, не может подтверждать факт самого отсутствия в действительности данной профессии. Судом оставлено без внимания то обстоятельство, что истец работал в должности машиниста мотовоза, ежегодно направлялся на прохождение медицинских осмотров в связи с наличием вредных факторов (условий) осуществляемого им труда по профессии, в расчетных листах за спорные периоды работы содержатся сведения о доплате за вредные условия труда.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что 08.11.2019 г. Петров В.А. 07.11.1964 года рождения обратился в ГУ УПФ РФ в Краснокутском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (т. 1 л.д. 59-62).
14.01.2020 г. решением ГУ УПФ РФ в Краснокутском районе Саратовской области N Петрову В.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 12).
Как следует из решения ответчика, Петров В.А. в возрасте 55 лет имеет 37 лет 03 месяца 17 дней страхового стажа, стажа на соответствующих видах работ по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 7 лет 0 месяцев 17 дней.
При этом ГУ УПФ РФ в Краснокутском районе Саратовской области не включены в специальный стаж следующие периоды работы истца с 16.04.2001 г. по 28.02.2003 г. в должности машиниста МПТ, с 01.03.2003 г. по 01.01.2006 г. работы в должности машиниста путевых машин; 26.09.2016 г. отпуск без сохранения заработной платы; 12.07.2016 г, 14.07.2017 г, 17.07.2017 г, 12.07.2018 г, 17.07.2018 г, 12.07.2019 г. - дни прохождения медицинского обследования; с 15.05.2006 г. по 17.05.2006 г, с 13.11.2007 г. по 15.11.2007 г, с 13.12.2007 г. по 20.12.2007 г. - периоды нахождения в командировках; с 01.06.2006 г. по 30.09.2012 г. работы в должности машиниста мотовоза (т. 1 л.д. 12, 89).
Проверяя обоснованность принятого ответчиком решения судом первой инстанции установлено следующее.
Из трудовой книжки Петрова В.А. следует, что с 16.04.2001 г. по 28.02.2003 г. Петров В.А. работал в должности машиниста МПТ по 5 разряду в Краснокутской дистанции пути - филиал Саратовского отделения Приволжской железной дороги, структурной единицы Саратовского отделения - филиала Приволжской железной дороги МПС России.
01.03.2003 г. Петров В.А. переведен машинистом путевых машин по 6 разряду.
01.01.2006 г. Петров В.А. принят в Анисовскую дистанцию пути в порядке перевода машинистом мотовоза.
01.08.2012 г. Петров В.А. переведен в специализированную машинную станцию по ремонту и эксплуатации путевых машин N 335-структурному подразделению дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин - структурного подразделения Приволжской дирекции инфраструктурного подразделения Приволжской железной дороги ОАО "РЖД" машинистом мотовоза (МПТ) 6 разряда в Анисовский участок эксплуатации путевых машин.
09.02.2018 г. переведен машинистом мотовоза МПТ в Анисовский участок эксплуатации путевых машин (т. 1 л.д. 22-29, 64-72).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие; льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несет ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданин в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Положениями ст. 14 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
Как следует из материалов дела, Петров В.А. был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 08.07.1999 г. (т. 1 л.д. 72-76).
Таким образом, спорные периоды трудовой деятельности с 16.04.2001 г. по 28.02.2003 г. в должности машиниста МПТ, с 01.03.2003 г. по 01.01.2006 г. в должности машиниста путевых машин; с 15.05.2006 г. по 17.05.2006 г, с 13.11.2007 г. по 15.11.2007 г, с 13.12.2007 г. по 20.12.2007 г. - периоды нахождения в командировках; с 01.06.2006 г. по 30.09.2012 г. работы в должности машиниста мотовоза имели место после регистрации Петрова В.А. в системе государственного пенсионного страхования.
Как установлено судом первой инстанции согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа Петрова В.А. с 16.04.2001 г. по 30.09.2012 г. в качестве машиниста МПТ, машиниста путевых машин, машиниста мотовоза, предоставлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий (т.1 л.д. 72-76).
При этом судом установлено, что в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы Петрова В.А. являются недостоверными. Действия работодателя по вопросу не предоставления сведений по спорному периоду работы в пенсионный орган, истцом не оспорены.
Ответчиком при подсчете специального стажа истца были истребованы следующие сведения.
14.01.2020 г. ГУ УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области (межрайонное) в ответе N сообщило, что по организации Анисовская дистанция пути-структурное подразделение Приволжской железной дороги ОАО "РЖД" 27.12.2010 г. и 08.02.2011 г. были утверждены Перечни профессий, должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение с 01.07.2010 г. по 30.11.2010 г, с 01.12.2010 г, в которых профессия "машинисты мотовозов" не предусмотрена (т.1 л.д. 101).
14.01.2020 г. Территориальный орган ПФР в КОФ районах г. Саратова в письме N сообщил, что отсутствуют сведения об утверждении должности "машинисты мотовозов" с 01.01.2010 по 30.06.2010 г. Документы по структурному подразделению Анисовская дистанция пути Саратовского отделения ПЖД за 2010 года на хранении в секторе архивов ПЖД службы управления делами отсутствуют (т.1 л.д. 102-103).
24.12.2019 г. ГУ УПФ РФ в Волжском районе г. Саратова в ответе N сообщило, что отсутствуют сведения о включении Петрова В.А. в перечень льготных профессий по организации с 01.08.2012 г. по 30.09.2012 г. (т.1 л.д. 104-105).
Также ответчиком были представлены в суд первой инстанции списки работников, занятых в профессиях и должностях, дающих право на пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда Краснокутской дистанции пути- структурная единица Саратовского отделения за 2002, 2003, 2004, 2005 г.г. и Петров В.А. в указанных списках отсутствует (т.1 л.д.127-152).
ГУ УПФ РФ в Краснокутском районе Саратовской области истребованы из филиала ОАО "РЖД" центральная дирекция инфраструктуры Приволжская дирекция инфраструктуры Анисовская дистанция пути сведения о работе Петрова В.А.
Так, согласно справки Центральной дирекции инфраструктуры Приволжская дирекция Инфраструктуры Анисовская дистанция пути от 10.08.2020г. N 128 руководство не подтверждает в отношении Петрова В.А. постоянное в течение полного рабочего дня выполнение обязанностей в условиях наличия вредных факторов рабочего месте (менее 80% рабочего времени) и право на досрочное назначение пенсии по должности "машинист мотовоза" за период с 01.01.2006 г. по 31.07.2012 г. По сведениям маршрутных листов установлено, что при рабочей смене 12 часов занятость машиниста мотовоза и его помощника в пути составляла от несколько минут (40 мин) до трех часов. Что не подтверждает занятости полный рабочий день. Машинисты мотовозов и их помощники привлекались к иным работам, в том числе для работ на снегоуборочных машинах, слесарных и наладочных работ, несвязанными с основной работой машиниста мотовоза (т.1 л.д. 212).
Для проверки доводов искового заявления, судом первой инстанции также были истребованы из Центральной дирекции инфраструктуры Приволжская дирекция Инфраструктуры Анисовская дистанция пути сведения о работе в спорный период.
Так, 14.09.2020 г. в ответ на запрос суда Центральная дирекция инфраструктуры Приволжская дирекция Инфраструктуры Анисовская дистанция пути сообщила, что Петров В.А, 07.11.1964 года рождения в списках лиц, претендующих на назначение льготной пенсии по должности машиниста мотовоза за период с 01.01.2006 по 31.07.2012 отсутствует. Документы о работе в спорный период Петрова В.А. отсутствуют. Из сведений, содержащихся в лицевых счетах, спорный период указан без кода льготы, в связи с чем работодатель не может подтвердить полный рабочий день Петрова В.А. во вредных условиях труда (т. 1 л.д. 220).
С учетом установленных обстоятельств и руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых взносах", Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также разъяснениями изложенными в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Петрова В.А. о признании незаконным решения ответчика в части исключения из специального стажа периодов с 16.04.2001 г. по 28.02.2003 г. работы в должности машиниста МПТ, с 01.03.2003 г. по 01.01.2006 г. работы в должности машиниста путевых машин, с 01.06.2006 г. по 30.09.2012 г. работы в должности машиниста мотовоза, и возложении на ответчика обязанности включить указанные периоды в специальный стаж.
Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела не установлено обстоятельств позволяющих включить указанные выше периоды работы в специальный стаж истца, судом также принято решение об отказе во включении периодов нахождения истца в командировках - с 15.05.2006 г. по 17.05.2006 г, с 13.11.2007 г. по 15.11.2007 г, с 13.12.2007 г. по 20.12.2007 г.
Также судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении требования о включении в специальный стаж отпуска без сохранения заработной платы - 26.09.2016 г, в связи с тем, что в указанный период истец не работал, трудовую функцию не осуществлял, заработная плата ему не начислялась, отчисления в пенсионный фонд не проводились, негативных воздействий на организм не было.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на надлежащей оценке исследованных судом доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в рассматриваемом случае.
Довод жалобы о том, что работа истца в спорный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку Петров В.А. состоял в трудовых отношениях, получал за выполнение работы заработную плату, условия труда должны быть отнесены к специальным, дающим право на досрочное назначение пенсии, по должности машинист мотовоза. Данные обстоятельства по мнению истца, подтверждаются картой специальной оценки условий труда, показаниями свидетелей, допрошенных в уде первой инстанции ФИО8 и ФИО9, а также подтверждается расчетными листами, в которых содержатся сведения о доплате за вредные условия труда, и направлением его на прохождение медицинского осмотра, судебной коллегией признается основанным на неправильном толковании законодательства по следующим основаниям.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 ст. 30 указанного закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665).
Подпунктом "г" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее - Список от 24.04.1992 г. N 272).
Списком от 24. 04.1992 г. N 272 предусмотрена профессия "машинисты и помощники машинистов автомотрис и мотовозов".
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 г. N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. N 29 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Подпунктом 5 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 258н предусмотрено, что подтверждению подлежат, в том числе, периоды работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". К таким документам пп. "а" п. 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периодов работы, учитываемых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Согласно п. 3 Порядка, подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 258н, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, представленные в материалы дела документы не содержат сведений о том, что истец в спорные периоды был занят на работах с особыми условиями труда, предусмотренных Списком полный рабочий день.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, лишь подтверждают факт работы истца в спорные периоды в должности машиниста мотовоза и не содержат сведений относительно занятости истца на работах, предусмотренных Списком, полный рабочий день, в то время как основанием включения в специальный стаж периодов работы для досрочного назначения пенсии является выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Напротив, в суде первой инстанции было установлено, что работодателем не подтверждается работа истца в спорный период в особых условиях труда в течение не менее 80%, напротив работодателем представлены сведения о том, что работник был занят во вредных условиях труда менее 80%.
Кроме того, из материалов дела следует, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования работодателем не было указано льготной категории по должности истца.
Таким образом, поскольку истцом не была подтверждена допустимыми доказательствами работа в должности, дающей право на досрочную пенсию, судом не установлено оснований для досрочного пенсионного обеспечения истца.
Разрешая заявленные истцом требования о взыскании с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, судом первой инстанции установлено, истцом в подтверждение фактически понесенных расходов представлен договор об оказании юридических услуг N от 17.02.2020 г, заключённый им с ООО "Поволжский центр юридической помощи", по условиям которого центр предоставляет Петрову В.А. следующие услуги: правовой анализ, юридическое сопровождение. Стоимость оказания юридических услуг составляет 25000 рублей, которые выплачиваются заказчиком 18.02.2020 г.
Разрешая требования о возмещении расходов, связанных с оплатой услуг представителя, руководствуясь положениями ст. ст. 88, 94, 100, а также разъяснениями, изложенными в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо доказательств, подтверждающих, что представленный истцом договор был заключен именно по спору, связанному с реализацией Петровым В.А. его пенсионных прав, не представлено, предмет договора носит общий характер - правовой анализ, юридическое сопровождение, доказательств, подтверждающих, что ООО "Поволжский центр юридической помощи" оказывал истцу юридические услуги именно по рассматриваемому спору не представлено, в связи с чем во взыскании судебных расходов отказал.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе довод, по которым истец не согласен с отказом суда первой инстанции во взыскании судебных расходов, не приведено, а также не представлено доказательств несения истцом судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически аналогичны позиции стороны при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной правовой оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. К тому же, эти доводы не опровергают выводов суда и, по сути, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств по делу, что не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснокутского районного суда Саратовской области от 16.09.2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.