Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Давыдова Д.А, и судей - Мартыненко Ю.А. и Жидкова Т.Г, при секретаре судебного заседания Поляковой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении окружного военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего "данные изъяты" "данные изъяты" ФИО 1 об оспаривании решения жилищной комиссии указанного управления о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО 2 на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 5 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Жидкова Т.Г, объяснения представителя административного ответчика ФИО 2 в поддержку доводов апелляционной жалобы, а также представителя административного истца ФИО 3 возражавшей против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда удовлетворено административное исковое заявление ФИО 1.
Суд признал незаконным решение жилищной комиссии "данные изъяты" (далее - Управление) от 1 июня 2020 года (протокол N N) о снятии административного истца с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложил на жилищный орган обязанность рассмотреть вопрос о принятии ФИО 1 с членами семьи на указанный учёт.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФИО 2 просит отменить решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении требований административного истца.
Автор жалобы, подробно приводя обстоятельства административного дела, выражает несогласие с выводом суда о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии является незаконным вследствие того, что административный истец с членами семьи соответствовали критериям нуждаемости, определённым ст. 51 ЖК РФ, а с момента отчуждения ФИО 1 жилья, предоставленного его матери, прошло более пяти лет.
В силу требований действующего законодательства необходимо сдавать ранее полученное от государства жилое помещение, относящееся к публичной собственности (государственной или муниципальной).
Поскольку административный истец, приняв участие в приватизации жилья в период прохождения военной службы и подарив его отцу, утратил возможность сдать это жилое помещение, а потому лишён права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Вывод суда о том, что материалы дела не содержат сведений об обеспечении органами безопасности либо иным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, ФИО 1 жильем в период прохождения военной службы не основан на фактических обстоятельствах дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца полагает решение суда законным и обоснованным и просит оставить жалобу без удовлетворения.
В обоснование возражений указано, что статья 51 Жилищного кодекса РФ не содержит запрета признания нуждающимся в жилье гражданина получавшего жилое помещение ранее. Имевшееся у ФИО 1 жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к нему нормативными правовыми актами, что исключает возможность признания административного истца реализовавшим своё право на получение жилья в порядке, предусмотренном Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Жилое помещение предоставлялось матери её доверителя из ведомственного фонда и не в период прохождения военной службы ФИО 1.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФИО 1, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, в период прохождения военной службы (в 2009 году) был обеспечен жилым помещением на условиях социального найма в г. Хабаровске общей площадью 78, 1 кв.м.
19 апреля 2011 года указанное жилое помещение было отчуждено административным истцом в пользу своего отца.
6 апреля 2020 г. в связи с достижением административным истцом общей продолжительности военной службы 20 лет, он и члены его семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Хабаровске, при этом в решении указано, что по поступлению ответов на запросы об обеспеченности жильем будет повторно рассмотрен вопрос о нуждаемости ФИО 1 в жилье.
1 июня 2020 г. жилищная комиссия Управления приняла решение о снятии ФИО 1 и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, которое оспорено административным истцом.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции признал незаконным решение жилищной комиссии, поскольку ФИО 1 с членами семьи соответствовал критериям нуждаемости, определённым ст. 51 Жилищного кодекса РФ; с момента отчуждения административным истцом жилого помещения, предоставленного его матери, прошло более пяти лет; жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", ФИО 1 не предоставлялось.
Вместе с тем, указанные выводы суда являются ошибочными.
В силу ч. 2 ст. 1 и ст. 2 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В силу п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что ФИО 1 в период прохождения военной службы использовал своё право на жилище в порядке, предусмотренном Законом РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Кроме того, положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющие в качестве условий предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих однократное обеспечение их жильем и необходимость представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом.
Соответствующий единый подход, предусматривающий необходимость сдачи ранее полученного от государства жилого помещения, относящегося к публичной собственности (государственной или муниципальной), как условие последующего жилищного обеспечения, согласуется с толкованием названной нормы Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, предоставляя военнослужащим определенной в указанных нормах категории гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
Поскольку данные условия ФИО 1, обеспеченным в период прохождения военной службы жилым помещением для постоянного проживания в размере, превышающем как учетную норму в 12 кв.м, установленную в г. Хабаровске, так и норму предоставления жилого помещения, предусмотренную ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", законных оснований для принятия административного истца на жилищный учёт в целях повторного обеспечения его от государства, не имелось.
При этом, вопреки выводам суда первой инстанции, то обстоятельство, что отчуждение вышеуказанного жилого помещения в пользу третьего лица имело место более 5 лет назад, на право ФИО 1 состоять на учете нуждающихся не влияет, поскольку норма, установленная в ст. 53 Жилищного кодекса РФ, к лицам, ранее получившим жилое помещение от государства и утратившим право на него, в том числе путем отчуждения, не применяется.
Не влияют на правильность вышеизложенных выводов и то обстоятельство, что жилое помещение, приватизированное ФИО 1, предоставлялось его матери, поскольку административным истцом были созданы все условия для предоставления этого жилья ему на условиях договора социального найма, в том числе обращение с соответствующим иском в суд, а также последующее обращение в соответствующий орган с просьбой передать ему это жилое помещение в собственность.
Вопреки доводам автора возражений, материалы дела не содержат данных о том, что жилое помещение, переданное в собственность ФИО 1 в порядке приватизации, на момент его передачи административному истцу непригодным для проживания в установленном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение гарнизонного военного суда подлежащим отмене, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ч. 1 ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 5 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО 1 об оспаривании решения жилищной комиссии "данные изъяты" о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО 1
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Составление мотивированного определения отложено до 23 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано для публикации
Судья Т.Г. Жидков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.