Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - ДАВЫДОВА Д.А.
и судей - ЖИДКОВА Т.Г, - МАРТЫНЕНКО Ю.А, при секретаре Ермаковой В.П, рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Иванова А.В. на решение Краснореченского гарнизонного военного суда от 27 октября 2020 года по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Дзтиева Т.К. об оспаривании действий жилищной комиссии названной воинской части, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Мартыненко Ю.А, объяснения представителя административного истца Иванова А.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы и возражения относительно этих доводов представителя административных ответчиков Леонтьева А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении административного искового заявления Дзтиева Т.К, в котором он просил признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии войсковой части N от 23 июля 2020 года N об отмене решения той же комиссии от 15 мая 2017 года о признании истца нуждающимся в жилых помещениях.
Не соглашаясь с данным решением, представитель истца Иванов А.В. в апелляционной жалобе просит его отменить, полагая, что суд первой инстанции нарушил нормы материального права, и принять новое решение.
В обоснование своей просьбы автор жалобы полагает, что суд, отказывая Дзтиеву Т.К. в удовлетворении иска, необоснованно сослался на п. 10 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, поскольку общая продолжительность военной службы определяется п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы. Выслуга лет Дзтиева Т.К. на момент исключения из списков части составляла в календарном исчислении 20 лет 5 месяцев 23 дня, что подтверждается приказом о его исключении из списков части (с учетом службы в МЧС РФ по Республике Северная Осетия-Алания), поэтому он относится к категории военнослужащих, указанных в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Данное обстоятельство подтверждается тем, что истец был признан нуждающимся в жилых помещениях решением жилищной комиссии войсковой части 6767 от 15 мая 2017 года N 4. В соответствии с требованиями п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Дзтиев Т.К. не мог быть снят с жилищного учёта.
В заключение в жалобе её автор отмечает, что ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не содержит отсылку к п. 10 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153. Суд применил это норму постановления в нарушение ст. 76 Конституции Российской Федерации, так как она имеет меньшую юридическую силу, чем федеральный закон. Суд также создал предпосылку для отмены приказа об исключении истца из списков части в связи с неправильным подсчетом выслуги лет.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 12 пункта 1 той же статьи закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (далее - Правила) указано, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках указанной подпрограммы имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта, и граждане, уволенные с военной службы по этому основанию, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно п. 10 вышеуказанных Правил в общую продолжительность службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела видно, что Дзтиев Т.К. 7 декабря 2016 года обратился к командиру войсковой части N с рапортом об увольнении с военной службы в связи с истечением срока контракта.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 15 мая 2017 года (протокол N 4) Дзтиев Т.К. составом семьи четыре человека принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, для обеспечения жильём в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Приказом командира войсковой части N от 16 мая 2017 года N Дзтиев Т.К. уволен с военной службы по основанию, предусмотренному пп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Приказом командира войсковой части N от 31 августа 2017 года N истец исключен из списков личного состава воинской части с 31 августа 2017 года.
Как видно из выписки послужного списка Дзтиева Т.К, а также справки от 3 мая 2017 года и дополнения к ней от 27 августа 2019 года выслуга лет истца в календарном исчислении на 31 августа 2017 года составляет 10 лет 2 месяца 17 дней, без учета службы в МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания, продолжительность которой составляет 10 лет 3 месяца 6 дней.
Обжалуемым решением жилищной комиссии войсковой части N от 23 июля 2020 года (протокол N 4) решение той же комиссии от 15 мая 2017 года в части принятия Дзтиева Т.К. на жилищный учёт отменено и ему отказано в принятии на данный учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Правил. Основанием для такого решения послужило то, что истец не относится к числу участников программы ввиду недостаточности продолжительности военной службы, к которой в силу п. 10 Правил не может быть отнесена его служба в пожарной части N Управления государственной противопожарной службы МЧС по РСО-Алания, ввиду того, что источником финансирования его должности не являлся федеральный бюджет.
Положенная в основу решения жилищной комиссии информация подтверждается ответом на запрос жилищной комиссии от начальника Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания от 18 марта 2020 года N, согласно которому источником финансирования по занимаемой Дзтиевым Т.К. в указанном управлении должности в период с 10 марта 1998 года по 16 июня 2008 года являлся бюджет Республики Северная Осетия-Алания.
Таким образом, правильно руководствуясь п. 10 Правил, суд первой инстанции правомерно посчитал, что при определении нуждаемости истца в предоставлении жилья путем выдачи государственного жилищного сертификата в общую продолжительность его военной службы не может быть включен период его службы в Управлении государственной противопожарной службы МЧС по РСО-Алания, так как его должность финансировалась за счет средств республиканского, а не федерального бюджета.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным правильного по существу решения жилищной комиссии войсковой части N от 23 июля 2020 года, так как Дзтиев Т.К. не мог быть принят на жилищный учет, исходя из продолжительности прохождения им военной службы и основания увольнения с неё.
Вопреки ошибочному мнению автора апелляционной жалобы, порядок исчисления общей продолжительности военной службы, дающей основания для получения государственного жилищного сертификата, определен в вышеназванном постановлении Правительства Российской Федерации, которому в соответствии с законом предоставлены полномочия определять порядок выдачи этих сертификатов.
Что же касается несоответствия формулировки принятого жилищной комиссией решения, которым административный истец фактически был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, требованиям п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, то оно носит формальный характер и, как было установлено в суде апелляционной инстанции, само по себе не повлекло каких-либо негативных последствий для Дзтиева Т.К.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснореченского гарнизонного военного суда от 27 октября 2020 года по административному делу Дзтиева Т.К. об оспаривании действий жилищной комиссии войсковой части N, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца Иванова А.В. - без удовлетворения.
Отложить срок составления апелляционного определения в окончательной форме до 30 декабря 2020 года.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со для вынесения данного апелляционного определения.
Согласовано
Судья Ю.А. Мартыненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.