Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего Давыдова Д.А, судей Жидкова Т.Г, Мартыненко Ю.А, при секретаре Ермаковой В.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кочетковой Е.А. на решение Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 6 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Кочетковой Е.А. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Южно-Сахалинск) Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") об отказе в принятии административного истца на жилищный учет.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" - Будановой В.С, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кочеткова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорила решение начальника отделения (территориальное, г. Южно-Сахалинск) ФГКУ "Востокрегионжилье" от 27 июля 2020 года N 3, связанное с отказом в принятии на жилищный учет. При этом она просила возложить на начальника отделения (территориальное, г. Южно-Сахалинск) ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанность по отмене оспариваемого решения и по принятию ее на жилищный учет для обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в г. Южно-Сахалинске.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Административный истец, полагая данное решение суда незаконным и необоснованным, просит отменить и принять новое об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование апелляционной жалобы Кочеткова Е.А, приведя положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", указала, что она не является членом семьи собственника жилого помещения. Проживание с бывшим супругом в одной квартире после расторжения брака невозможно. Право пользования жилым помещением, приватизированным ее бывшим супругом, когда они находились в браке, у нее отсутствует.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, Кочеткова Е.А. проходит военную службу с 1992 года, общая продолжительность ее военной службы составила более 28 лет. Она проживает в жилом помещении (общая площадь 44, 9 кв.м) по адресу: "адрес". В данном жилом помещении также зарегистрированы по месту жительства ее бывший супруг и их дочь (1996 г.р.). Эта квартира приватизирована супругом административного истца в 2015 году с согласия административного истца и их дочери. Брак Кочетковой Е.А. и собственника жилого помещения расторгнут в 2019 году.
Решением начальника отделения (территориальное г. Южно-Сахалинск) ФГКУ "Востокрегионжилье" от 27 июля 2020 года N административному истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ. В обоснование решения указано, что Кочеткова Е.А. имеет право пользования общей площадью жилого помещения по адресу: "адрес". При этом, поскольку на момент приватизации на каждого проживающего приходилось по 14, 97 кв.м общей площади жилого помещения, исходя из трех человек, то уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения административного истца превышает учетную норму для принятия ее на жилищный учет, установленную постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 3 июля 2006 года N, которая составляет 14 кв.м на человека.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы.
Согласно абз. 13 этого же пункта военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы
В силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма вправе приобрести их на условии, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", действия положения ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения, при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим жилым помещением с лицом его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Согласно ч. 2 и 4 ст. 69 ЖК РФ равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающий проживать в занимаемом жилом помещении.
Таким образом, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, Кочеткова Е.А. сохраняет право пользования жилым помещением, в котором проживает, не как супруга собственника, а как бывший член семьи этого собственника. При этом, поскольку уровень обеспеченности административного истца площадью жилого помещения превышает учетную норму для улучшения жилищных условий в г. Южно-Сахалинске, то суд обоснованно отказал в удовлетворении искового заявления об оспаривании решения жилищного органа, которым Кочетковой Е.А. отказано в принятии на жилищный учет. В связи с этим апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 6 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кочетковой Е.А, об оспаривании действий начальника отделения (территориальное г. Южно-Сахалинск) Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по избранному месту жительства - оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Составление мотивированного апелляционного определения отложено до 30 декабря 2020 года.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со для вынесения данного апелляционного определения.
Согласовано
Заместитель председателя суда Д.А. Давыдов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.