Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 г. по делу N 16-397/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу Матушкина Владислава Владимировича на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Новгородской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 20.03.2020 N4/2020, решение главного государственного инспектора Новгородской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 15.04.2020 N4/2020, решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 09.07.2020 N12-590/2020, решение судьи Новгородского областного суда от 31.08.2020 N12-590/2020-7-212к, состоявшиеся в отношении Матушкина Владислава Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Новгородской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 20.03.2020 N4/2020, оставленным без изменения решением главного государственного инспектора Новгородской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 15.04.2020 N4/2020, решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 09.07.2020 N12-590/2020, решением судьи Новгородского областного суда от 31.08.2020 N12-590/2020-7-212к, Матушкин В.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Матушкин В.В. выражает несогласие с приведенными актами, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на наличие оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, что влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1, 5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
При этом самовольным занятием земель признается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Как следует из статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Матушкина В.В. к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ им используется земельный участок площадью 158 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", относящийся к землям населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. Матушкину В.В. на праве собственности, возникшем в порядке наследования, принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1697 кв.м, категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования - для эксплуатации жилого дома, расположенный по адресу: "адрес". Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и имеет установленные в соответствии с действующим законодательством границы. При проведении ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" плановой выездной проверки на предмет соблюдения Матушкиным В.В. требований земельного законодательства, требований охраны и использования земель установлено, что фактическая площадь используемого им земельного участка с кадастровым номером N составляет 1835 кв.м, и превышает указанную в правоустанавливающих документах площадь земельного участка на 158 кв.м. Увеличение площади земельного участка произошло в результате занятия части земель общего пользования муниципального образования Великий Новгород.
Вопреки доводам жалобы факт самовольного занятия земельного участка установлен административным органом и судебным инстанциями и подтвержден материалами дела, из которых следует, что земельный участок из состава земель общего пользования площадью 158 кв. используется заявителем путем установки забора, доступ на него ограничен.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее самовольное занятие части земельного участка, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Вопреки утверждению заявителя предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на день рассмотрения дела должностным лицом не истек.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Административное правонарушение, которое выразилось в самовольном занятии, использовании Матушкиным В.В. земельного участка, является длящимся, выявлено 19.02.2020 в ходе плановой выездной проверки на предмет соблюдения требований земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 названного Кодекса, составляет два месяца.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 указанной статьи для данной категории дел, начал исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения и на дату вынесения должностным лицом Управления Росреестра по Новгородской области 20.03.2020 постановления о назначении административного наказания не истек.
Довод заявителя о том, что в нарушение требований части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях он дважды привлечен к административной ответственности за совершение одних и тех же действий, является необоснованным.
Как усматривается из материалов дела, постановлением заместителя главного государственного инспектора Новгородской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 16.07.2019 NМК-19 Матушкин В.В. привлечен к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. Согласно названному постановлению 16.05.2019 по адресу: г.Великий Новгород, ул.Береговая, д.29 Матушкин В.В. самовольно занял и использовал земельный участок площадью 175 кв.м из состава земель общего пользования (л.д. 219-222? т.1).
Согласно части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Вместе с тем наличие указанного выше постановления не свидетельствует о привлечении Матушкина В.В. к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Однако положения данной нормы неприменимы к обстоятельствам, послужившим основанием для привлечения Матушкина В.В. к административной ответственности, поскольку по факту совершения им 19.02.2020 описанных выше противоправных действий не имеется актов, перечисленных в пункте 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное правонарушение относится к категории длящихся и считается оконченным в день его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составить протокол об этом правонарушении. Следовательно, каждое повторное обнаружение указанным должностным лицом факта нарушения земельного законодательства, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении Матушкину В.В. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Новгородской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 20.03.2020 N4/2020, решение главного государственного инспектора Новгородской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 15.04.2020 N4/2020, решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 09.07.2020 N12-590/2020, решение судьи Новгородского областного суда от 31.08.2020 N12-590/2020-7-212к, состоявшиеся в отношении Матушкина Владислава Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Матушкина Владислава Владимировича - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.