Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 г. по делу N 16-421/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника Бакаева Руслана Маммад оглы Стрепетова А.С. на вступившее в законную силу постановление судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 07.10.2019, состоявшееся в отношении Бакаева Руслана Маммад оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 07.10.2019 гражданин Республики Азербайджан Бакаев Р.М.о. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения из Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства N1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 13.10.2020 в удовлетворении ходатайства защитника Бакаева Р.М.о. Стрепетова А.С. о восстановлении срока обжалования указанного постановления отказано.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Бакаева Р.М.о. Стрепетов А.С. выражает несогласие с постановлением судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 07.10.2019, ссылаясь на нарушение права Бакаева Р.М.о. пользоваться услугами переводчика, а так же права на уважение семейной жизни при назначении дополнительного административного наказания.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 10 минут по адресу: Санкт-Петербург, пр.Культуры, д. 4, корп.5 гражданин Республики Азербайджан Бакаев Р.М.о.нарушил режим пребывания иностранных граждан, находился без документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное Бакаевым Р.М.о. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы защитника Стрепетова А.С. о нарушении права Бакаева Р.М.о. на защиту при производстве по делу об административном правонарушении подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно положениям части 2 статьи 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика обеспечивается лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу.
Приведенная норма направлена на реализацию участвующими в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющими языком лицами возможности понимать суть совершаемых в ходе производства по делу действий и в полной мере пользоваться своими процессуальными правами. При этом речь в названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях идет именно о лицах, не владеющих языком, на котором ведется производство по делу.
Из материалов дела следует, что Бакаеву Р.М.о. 04.10.2019 были разъяснены права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе право пользоваться услугами переводчика, статьей 51 Конституции Российской Федерации (л.д.5). Ходатайств о нуждаемости в услугах переводчика от него в адрес должностных лиц полиции и судьи районного суда не поступало.
Напротив, в ходе производства по делу Бакаев Р.М.о. заявлял о том, что русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается. В материалах дела имеются соответствующие расписки, исполненные им собственноручно (л.д.6, 29).
Объяснения относительно обстоятельств вмененного административного правонарушения даны Бакаевым Р.М.о. на русском языке (л.д.7).
При этом в материалах дела имеется текст постановления судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 07.10.2019, переведенный на азербайджанский язык и высланный Бакаеву Р.М.о. 19.05.2020 (л.д.47-57).
Изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что права, предусмотренные статьями 25.1, 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Бакаева Р.М.о. соблюдены.
Доводы жалобы защитника Бакаева Р.М.о. Стрепетова А.С. об исключении из назначенного наказания административного выдворения за пределы Российской Федерации подлежат отклонению.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении Бакаеву Р.М.о. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Выборгского районного суда Санкт-Петербурга были соблюдены, при этом установлено, что ранее он привлекался к административной ответственности, документов и денежных средств для самостоятельного выезда из Российской Федерации не имеет. Заключение брака, на которое ссылается в жалобе защитник как обстоятельство, исключающее административное выдворение за пределы Российской Федерации, не подтверждено допустимыми доказательствам. Приложенные к жалобе незаверенные надлежащим образом копии свидетельства о браке, заключенного 22.11.2019, и иных документов таковым признаны быть не могут
Санкция части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве административного наказания административный штраф в размере от 5 000 до 7 000 рублей с обязательным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Таким образом, само по себе назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации с предварительным содержанием Бакаева Р.М.о. в Центре временного содержания иностранных граждан N1 ГУ МВД России по г. Санкт - Петербургу и Ленинградской области не нарушает его прав, является оправданным с учетом конкретных обстоятельств по делу.
При таких обстоятельствах судебный акт в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основан на данных, подтверждающих необходимость применения к Бакаеву Р.М.о. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Порядок и срок давности привлечения Бакаева Р.М.о. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 07.10.2019, состоявшееся в отношении Бакаева Руслана Маммад оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Бакаева Руслана Маммад оглы Стрепетова А.С. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.