Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Бакулина А.А, судей: Рогачевой В.В. и Рогожина Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Белова Олега Геннадьевича на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 03 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 26 мая 2020 года по делу N2-803/2019 по иску Белова Олега Геннадьевича к государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонному) и государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г. Великий Новгород и Новгородском районе о признании решений незаконными, включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Белов О.Г. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонному) и ГУ УПФ РФ в г. Великий Новгород и Новгородском районе и с учетом произведенных в ходе рассмотрения дела уточнений просил признать незаконными решения ответчиков об отказе в установлении пенсии N14/6 от 20.12.2016 и N252 от 13.09.2018, обязать включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период его военной службы по призыву с 11.12.1989 по 05.07.1991 (1 год 6 месяцев и 14 дней) в двойном размере (3 года и 28 дней) и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 02.11.2016.
В обоснование своих требований истец указал, что на основании Постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 N181 и ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в РФ" он имеет право на включение периода военной службы по призыву в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и оснований для отказа в зачете данного периода в указанный стаж у ответчиков не имелось.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 03 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 26 мая 2020 года, в удовлетворении иска Белову О.Г. отказано.
В кассационной жалобе, направленной по почте 25 августа 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 02 сентября 2020 года, истец Белов О.Г. просит об отмене решения Старорусского районного суда Новгородской области от 03 октября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 26 мая 2020 года, считая их не соответствующими нормам материального права и принятыми без учета всех юридически значимых обстоятельств, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных им требований.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Белова О.Г. и представителей ответчиков ГУ УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного) и ГУ УПФ РФ в г. Великий Новгород и Новгородском районе, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей до 01.01.2019) (далее - Закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
С 1 января 2019 года указанная норма предусматривает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п.3 ст.10 ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно ч.2 ст.33 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.10.2016 Белов О.Г, 02.11.1972г. рождения, обратился в УПФ РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.2 ст.33 Закона.
Решением УПФ РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе от 20.12.2016 N14/6 в удовлетворении указанного заявления отказано в связи с отсутствием стажа работы в РКС продолжительностью не менее 15 лет.
07 сентября 2018 года Белов О.Г. повторно обратился с аналогичным заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области.
Решением УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области от 13.09.2018 N 252 в удовлетворении заявления Белову О.Г. было отказано по тем же основаниям.
При этом УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области установлено, что у истца на момент обращения за назначением пенсии стаж работы в РКС составил 12 лет 08 месяцев 07 дней, стаж работы по Списку N1 - 10 лет 01 месяц 17 дней.
Вопрос о возможности включения в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периода его военной службы по призыву с 11.12.1989 по 05.07.1991 обоими ответчиками не рассматривался.
Разрешая спор и отказывая Белову О.Г. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение периода военной службы в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при назначении досрочной пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст.32 Закона.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает не основанными на законе.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним.
Президиумом Верховного Совета СССР 10.02.1960 был принят Указ "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым были предусмотрены льготы и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и распространении этих льгот на всех рабочих и служащих указанных районов, в том числе исчисление одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Во изменение и дополнение к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ от 26.09.1967 N1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", пунктом 2 которого предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Судами установлено, что Белов О.Г. проходил срочную службу в рядах Советской Армии в период с 11.12.1989 по 05.07.1991. После демобилизации 05.07.1991 он 06.08.1991 был принят на работу сторожем в отделение охраны при Заполярном городском отделе внутренних дел (г.Заполярный Мурманской области).
При таких обстоятельствах, в случае установления, что срочная военная служба истца проходила в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на основании Постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 N181, а также разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", истец вправе претендовать на зачет периода его действительной срочной военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, так как после окончания военной службы он поступил на работу в районе Крайнего Севера не позднее трех месяцев.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях утверждения о том, что военная служба истца по призыву проходила в Мурманской области, в нарушение ст.55 ГПК РФ не основаны на доказательствах.
Из имеющегося в материалах дела военного билета Белова О.Г. следует лишь, что он проходил военную службу по призыву в войсковых частях 43043 и 69761, однако доказательств, что данные войсковые части располагались в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, истцом не представлено и судами не исследовалось, в связи с чем невозможно установить, распространяются ли на истца положения Постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 N181.
В любом случае, основания для включения периода военной службы по призыву в специальный страховой стаж как один день службы за два дня работы отсутствуют. В соответствии с п.3 ст.10 ФЗ от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п.4 ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, а также правовой позицией, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N995-О и от 21.03.2013 N421-О, периоды военной службы по призыву включаются в двойном размере в общий страховой стаж. Включение таких периодов в двойном размере в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, законом не предусмотрено.
Установление различного порядка зачета военной службы по призыву в выслугу лет и общий трудовой стаж в зависимости от того, какого вида пенсия назначается гражданину (льготная пенсия или трудовая пенсия по старости), будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение.
Исходя из изложенного, даже в том случае, если военная служба истца по призыву проходила в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то при её включении в стаж его работы в РКС его продолжительность составит 11 лет 8 месяцев и 1 день (10 лет 01 месяц и 17 дней (включенные ответчиком) + 1 год 6 месяцев и 14 дней (период военной службы)), что менее требуемых для досрочного назначения страховой пенсии 15 лет.
При таких обстоятельствах, несмотря на неправильные выводы судов о невозможности включения периода прохождения истцом военной службы по призыву в стаж его работы в районах Крайнего Севера, а также не установление судами места прохождения истцом военной службы по призыву, решение об отказе Белову О.Г. в удовлетворении иска по существу является правильным, поскольку включение спорного периода в стаж его работы в районах Крайнего Севера не повлечет для него правовых последствий в виде досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Старорусского районного суда Новгородской области от 03 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 26 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Белова Олега Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.