Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Бакулина А.А, судей: Рогачевой В.В. и Рогожина Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 04 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 27 мая 2020 года по делу N2-93/2020 по иску Брылева Андрея Валерьевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу об обязании установить надбавку за особые условия службы и взыскании задолженности по её выплате.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Брылев А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу (далее - ГУ МЧС России по НАО) и с учетом произведенных в ходе рассмотрения дела уточнений просил взыскать невыплаченную с 17.10.2016 по 31.12.2019 надбавку к должностному окладу в сумме 197.989 руб. 11 коп. и обязать ответчика установить ему с 01.01.2020 ежемесячную надбавку за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада.
В обоснование своих требований истец указал, что проходит службу в ГУ МЧС России НАО, занимая с 15.04.2015 должность заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) - начальника отдела организации оперативной службы (Центра управления в кризисных ситуациях - ЦУКС). В нарушение приказов МЧС России от 11.04.2013 N 242 и от 11.12.2019 N 738 ответчик не производит ему выплату ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада, которая установлена для сотрудников, замещающих штатные должности в Центрах управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
17 октября 2019 года он обратился к начальнику ГУ МЧС России по НАО с рапортом, в котором просил произвести перерасчет заработной платы и выплатить ему данную надбавку, однако ответа до настоящего момента не получил.
Решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 04 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 27 мая 2020 года, с ГУ МЧС России по НАО в пользу Брылева А.В. взыскана надбавка за особые условия службы в размере 197.989 руб. 11 коп.
На ГУ МЧС России по НАО возложена обязанность установить Брылеву А.В. надбавку за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада.
В кассационной жалобе, поданной 17 августа 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 02 сентября 2020 года, ответчик ГУ МЧС России по НАО просит об отмене решения Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 04 февраля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 27 мая 2020 года, считая их не соответствующими нормам материального права и принятыми без учета всех юридически значимых обстоятельств, с вынесением по делу нового решения об отказе Брылеву А.В. в удовлетворении иска.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Брылева А.В. и представителя ответчика ГУ МЧС России по НАО, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
В соответствии с ч. 3, п. "в" ч. 4 ст. 4.1 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на региональном уровне являются центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведения селекторного совещания МЧС России, оформленного протоколом от 02.02.2015 N 9-ВВ, принято решение о создании и оснащении центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по НАО, о чем издана директива МЧС России от 06.02.2015 N 47-16-3.
Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучковым В.А. и Губернатором Ненецкого автономного округа Кошиным И.В. утвержден план реализации мероприятий по созданию центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по НАО.
В соответствии с указанной директивой, Северо-Западным региональным центром МЧС России в штатное расписание ГУ МЧС России по НАО внесены изменения, согласно которым в составе управления создан отдел организации оперативной службы (Центр управления в кризисных ситуациях) и введены штатные должности данного подразделения, в том числе должность заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) - начальника отдела.
Приказом заместителя начальника регионального центра (по защите, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций) Северо-Западного регионального центра МЧС России от 09.04.2015 N 21-НС на указанную должность назначен Брылев А.В.
Приказом начальника ГУ МЧС России по НАО от 10.04.2015 N 70 утверждено Положение об отделе организации оперативной службы ГУ МЧС России по НАО (Центр управления в кризисных ситуациях), которым предусмотрено, что созданное подразделение является органом повседневного контроля на региональном уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи и режим функционирования отдела, закрепленные в указанном Положении, соответствуют требованиям Наставления по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России, утвержденного заместителем Министра МЧС России 25.12.2012.
В рапорте начальника ГУ МЧС России по НАО Мазура В.А. от 15.04.2015 указано, что во исполнение поручения Министра МЧС России и плана реализации мероприятий по созданию ЦУКС, на территории Ненецкого автономного округа был создан и готов к работе центр управления в кризисных ситуациях.
Правоотношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, регламентированы ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно ч.ч.3, 6 ст.2 Закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты, которые устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач (п.17 ст.2 Закона).
Во исполнение данного Закона издан приказ МЧС России от 11.04.2013 N242 "О ежемесячной надбавке за особые условия военной службы военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России и за особые условия службы сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", согласно п. 4 приложения N 3 к которому (в редакции от 26.05.2015) сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, замещающим штатные должности в центрах управления в кризисных ситуациях региональных центров и центрах управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (кроме штатных должностей, замещаемых в Центре управления в кризисных ситуациях Центрального регионального центра, Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г.Москве и Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области), выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада.
С 10 января 2020 года данный приказ утратил силу в связи с изданием приказа МЧС России от 11.12.2019 N736, утвердившего перечень должностей сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, исполнение обязанностей службы по которым предусматривает прохождение службы в иных особых условиях службы, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеры надбавки по этим должностям согласно приложению.
Согласно п. 2 указанного Перечня, сотрудникам, замещающим штатные должности в центрах управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (кроме штатных должностей, замещаемых в Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве и Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области), сохранена выплата ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Брылевым А.В. требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответчик обязан выплачивать истцу спорную надбавку, поскольку истец назначен работодателем и занимает штатную должность начальника отдела организации оперативной службы (Центр управления в кризисных ситуациях) ГУ МЧС России по НАО, исполнение обязанностей службы по которой предусматривает выплату такой надбавки, установленной приказами МЧС России от 11.04.2013 N 242 и от 11.12.2019 N 738.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к правоотношениям сторон законодательства.
На основе анализа вышеупомянутых нормативных актов и документов, а также объяснений сторон, суды пришли к правильным выводам, что на территории Ненецкого автономного округа во исполнение директивы Министра МЧС России создан Центр управления в кризисных ситуациях, в связи с чем истец Брылев А.В, занимающий штатную должность заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) - начальника отдела организации оперативной службы (Центра управления в кризисных ситуациях), имеет право на получение ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада, предусмотренной приказами МЧС России от 11.04.2013 N 242 и от 11.12.2019 N 738.
Утверждения ответчика об отсутствии на территории Ненецкого автономного округа Центра управления в кризисных ситуациях и создании отдела организации оперативной службы, который по своей структуре не соответствует требованиям, предъявляемым к Центру управления в кризисных ситуациях, предусмотренной Типовым штатным расписанием, утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2015 N 1027, обоснованно отвергнуты судами со ссылкой на положения самого Типового штатного расписания, в примечаниях к которому указано на его рекомендательный характер, а также на то, что количество должностей центра определяется исходя из возложенных на него задач, отдельные структурные подразделения и должности могут не вводиться в штатное расписание. Решение о создании отдела организации оперативной службы (Центра управления в кризисных ситуациях) ГУ МЧС России по НАО, его наименовании и его структуре, а соответственно, о внесении изменений в штатное расписание, было принято уполномоченными должностными лицами МЧС России.
Доводы кассационной жалобы сводятся к формальному толкованию ответчиком положений закона, подзаконных нормативных актов и ведомственных документов, не соответствующему действительной воле законодателя с учетом цели установления спорной надбавки.
Со своей стороны, выводы судов по существу спора мотивированны и основаны на правильном применении приказов МЧС России, в соответствии с которыми спорная надбавка устанавливается за особые условия службы в центрах управления в кризисных ситуациях региональных центров и центрах управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, и должна быть установлена истцу как сотруднику, проходящему службу в указанном центре и выполняющему обязанности, требующие особых усилий и напряжения. Иное толкование соответствующих норм не будет отвечать их назначению, направленному на дополнительное материальное стимулирование таких сотрудников как истец, выполняющих задачи повышенной сложности, объема и важности.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 04 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 27 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.