Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Меншутиной Е.Л, судей Петровой Т.Г, Птоховой З.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-471/2020 по иску Пейпо П. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 08 апреля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Т.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пейпо П.В. обратился с иском к УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав.
В обосновании требований Пейпо П.В. ссылался на то, что решением ответчика истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера. С указанным решением ответчика истец не согласен, поскольку в период с 15.05.1974 по 27.05.1976 истец проходил действительную срочную военную службу по призыву в войсковой части, дислоцировавшейся в п. Печенга Мурманской области. В связи с чем просил возложить на ответчика обязанность установить истцу повышенную фиксированную выплату к страховой части пенсии по старости.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 08 апреля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 июля 2020 года исковые требования удовлетворены. Суд возложил на УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) обязанность включить Пейпо П.В. период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера с 15.05.1974 по 27.05.1976 в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести Пейпо П.В. перерасчет фиксированной выплаты (фиксированного базового размера) страховой части пенсии с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с 01.03.2020.
В кассационной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы установлены.
Судами установлено, что Пейпо П.В, 21.04.1956 года рождения, с 21.04.2011 назначена страховая пенсия по старости.
В период с 15.05.1974 по 27.05.1976 Пейпо П.В. проходил действительную срочную военную службу по призыву в войсковой части 01412, которая дислоцировалась в указанные периоды в п. Печенга Мурманской области.
Как следует из трудовой книжки истца, после увольнения с военной службы 13.08.1976 он был трудоустроен слесарем 4 разряда Сортавальской ПМК-3. Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями), Сортавальский район Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, (Указ Президента РФ от 20.12.1993 N 2226).
28.02.2020г. Пейпо П.В. обратился в УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением об установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
02.03.2020г. решением УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) от 02.03.2020 N 68312/20 истцу отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец проходил действительную срочную военную службу в районах Крайнего Севера, устроился на работу в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в течение трех месяцев после увольнения в запас, в связи с чем он имеет право на фиксированную выплату к страховой пенсии с учетом спорного периода.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с правильностью выводов суда первой инстанции, дополнительно указал, что суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность установить фиксированную выплату с 01.03.2020г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, находит указанные выводы судов основанными на неверном применении норм материального права и несоответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно ч.8 ст. 13 Федерального закона N400 "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 этого закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Положения статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ими правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Кроме того, согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями) Сортавальский район относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, начиная с 20 декабря 1993 г.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принимая во внимание, что поименованные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 июня 2020 года подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 июля 2020 года отменить, гражданское дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.