Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Медведкиной В.А, судей Бурматовой Г.Г, Лебедева А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руды Петра Лех к обществу с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" о признании заключённым договора энергоснабжения на земельный участок и незаконным ограничения подачи электроэнергии, возобновления подачи электроэнергии
по кассационной жалобе Руды Петра Лех на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 29 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, объяснения представителя Руды П.Л. адвоката Миронова А.А, поддержавшего доводы жалобы, представителя ООО "Северная сбытовая компания" Жаравиной А.Н, действующей на основании доверенности N 433-20 от 04.12.2020, полагавшей апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установил:
Руды Петр Лех обратился в суд с иском, указывая, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1089 кв.м по адресу: "адрес", категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - размещение домов отдыха. На участке построен деревянный дом площадью 144 кв.м. В связи с присвоением с 1 января 2019 года обществу с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" (далее ООО "Северная сбытовая компания", поставщик) статуса гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (приказ Минэнерго России от 29 ноября 2018 года N 1110 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика") в адрес Руды П.Л. 4 июня 2019 года направлен договор энергоснабжения от 1 января 2019 года N и приложения к нему для подписания. ООО "Северная сбытовая компания" в адрес Руды П.Л. направило уведомление от 31 июля 2019 года N 304058 о введении ограничения режима потребления электрической энергии по причине образования задолженности. 3 сентября 2019 года поставщиком ограничена подача электроэнергии.
Ссылаясь на то, что не является юридическим лицом, в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован, ранее был заключен договор для коммунально-бытовых нужд, оплата производится, электроэнергия используется для личных бытовых нужд, Руды П.Л. обратился в суд с иском к ООО "Северная сбытовая компания" о признании заключённым с I января 2019 года между ООО "Северная сбытовая компания" и Руды П.Л. договора энергоснабжения на условиях, предусмотренных для второй группы потребителей, указанных в пункте 27 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утверждённых Приказом ФСТ от 6 августа 2004 года N 20-э/2, то есть по регулируемым тарифам; признании незаконным ограничения подачи электроэнергии на земельный участок, возложении обязанности ООО "Северная сбытовая компания" возобновить подачу электроэнергии.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 6 июля 2020 года исковые требования Руды П.Л. удовлетворены.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 29 сентября 2020 года решение Вологодского городского суда Вологодской области от 6 июля 2020 года отменено, в удовлетворении исковых требований Руды П.Л. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Руды П.Л. просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции, которым удовлетворены заявленные им требования. В обоснование доводов ссылается на то, что земельный участок используется истцом для строительства дома отдыха, не в коммерческих целях, Руды П.Л. не осуществляет предпринимательскую деятельность; ООО "ССК" акцептировало договор, так как принимало оплаты по тарифу "население"; технологическое присоединение имеет однократный характер в соответствии с законом "Об электроэнергетике"; ограничение является не законным, так как оплата произведена в полном объеме.
Согласно статье 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не установлено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом земельный участок используется для строительства дома отдыха для своей семьи, а не в коммерческих целях. Руды П.Л. не является ни юридическим лицом, ни индивидуальным предпринимателем, до сентября 2019 года ответчик поставлял истцу электроэнергию, при этом никаких претензий к Руды П.Л. не предъявлял, равно как и требований о необходимости перезаключения договора по новым тарифам и на других условиях.
Не соглашаясь с данными выводами суда, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и пен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Федеральной службой по тарифам приказом от 6 апреля 2004 г, исходила из следующего.
Пунктом 27 Методических указаний предусмотрены 4 тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): базовые потребители, население, прочие потребители и организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.
При этом применимость тарифа, установленного для той или иной группы потребителей, определяется в зависимости от того, к какой из этих групп относится лицо, осуществляющее пользование электрической или тепловой энергией.
К группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется но регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности) приведен в приложении N1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178. К ним относятся:
исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо справляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие фажданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц. признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования:
садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества:
юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений;
юридические и физические лица, приобретающие электрическою энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору счета электрической энергии;
содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;
гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и нс используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности;
объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи). Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энерг ию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Таким образом, общий критерий отнесения потребителей электрической энергии к категории "население" заключается в использовании этой энергии на коммунально-бытовые нужды. Применение тарифа, установленного для населения (и приравненных к нему категорий) находится в прямой зависимости от целей потребления коммунального ресурса.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1089 кв.м по адресу: Вологодская область. Череповецкий район, деревня Озеро, сельсовет Домозеровский, ДНТ "Финская Деревня", 1319к, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешённого использования - размещение домов отдыха. На участке построен деревянный дом площадью 144 кв.м.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что истец не может быть отнесен к тарифной группе "население", поскольку потребление электроэнергии объектом недвижимости с учетом разрешенного вида используемого земельного участка не может быть признано коммунально-бытовым и тариф "население" в данном случае не применим.
Ответчик правомерно начислял истцу плату за потребленную электроэнергию исходя из категории "прочие потребители", и в связи с наличием задолженности ограничил поставку электроэнергии на основании подпункта "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442.
При этом судебная коллегия также исходила из того, что ответчик не является правопреемником предыдущего гарантирующего поставщика, в связи с чем договор от 9 декабря 2014 года не может порождать правовых последствий для ответчика.
Само по себе отсутствие у истца статуса индивидуального предпринимателя не лишает его возможности использовать принадлежащий ему объект недвижимости в коммерческих целях.
Бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о том, что истец подпадает под Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых па коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведенный в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года JV° 1178, лежит на самом истце.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Миронов Л.Л. указал на отсутствие у Руды П.Л. правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, подтверждающих факт принадлежности объекта недвижимости к жилым домам.
В постановлениях Администрации Череповецкого муниципального района от 3 сентября 2013 года N 2296, от 14 февраля 2014 года N 427, от 16 июля 2015 года N 1449, согласно которым утвержден проект внесения изменений в проект планировки территории в районе деревни Озеро Домозерского сельсовета Череповецкого муниципального района Вологодской области в отношении земельных участков с кадастровыми ггомерами N, земельный участок истца отсутствует. Из акта обследования земельных участков следует, что использование земельного участка с кадастровым номером N нецелесообразно для рекреационных целей. В установленном порядке вид разрешенного использования на момент принятия судом решения не изменен.
Заключение договора энергоснабжения производится в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и на основании представленных потребителем правоустанавливающих документов, а несогласие истца с предлагаемой формой договора не может рассматриваться как нарушение его прав, поскольку удовлетворение коммунально-бытовых нужд неразрывно связано с потреблением электрической энергии в процессе проживания граждан в жилых помещениях.
Кроме того, представитель истца в суде апелляционной инстанции пояснил, что строительство объекта недвижимости осуществлено истцом в отсутствие разрешительной документации, которая не могла быть получена из-за вида разрешенного использования земельного участка.
Относимых и допустимых доказательств того, что объект недвижимости относится к жилому дому, который предназначен для проживания в нем граждан, в материалах дела не имеется. Сам по себе факт использования семьей истца объекта недвижимости как жилого помещения не может служить безусловным основанием для удовлетворения исковых требований.
Отклоняя довод представителя истца о необходимости учета положений статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и отсутствии оснований для изменения условий договора энергоснабжения, суд апелляционной инстанции основывался на пункте 4 статьи 539 ГК РФ, согласно которому установлен приоритет законов и иных правовых актов в сфере энергетики перед нормами параграфа 6 (энергоснабжение) главы 30 Кодекса, в связи с чем в настоящем случае применяются специальные нормы относительно вопросов применения цены по договору электроснабжения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно пункту 19 Основных положений энергосбытовая (энергоснабжающая) организация или исполнитель коммунальных услуг не позднее 5 рабочих дней со дня получения извещения направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации актуальную информацию по формам, предусмотренным Основными положениями, об обслуживаемых потребителях, а также информацию об имеющейся задолженности потребителей за поставленную электрическую энергию (мощность) и о пунктах приема платежей от граждан.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1089 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: размещение домов отдыха.
Истцу была направлена оферта договора энергоснабжения по правилам Основных положений.
Порядок урегулирования разногласий к договору энергоснабжения установлен специальными нормами Основных положений. В соответствии с абзацем 3 пункта 39 Основных положений при несогласии заявителя с условиями, содержащимися в проекте договора, полученном от гарантирующего поставщика, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий. Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений с указанием причин такого отказа. При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение в суд. Податель жалобы протокол разногласий в адрес Общества не направлял.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N354, "потребителем" является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Следовательно, потребителями коммунальных услуг являются лица, проживающие в жилом помещении.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации только жилое помещение может быть пригодно для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20э/2 определены тарифные группы потребителей электроэнергии.
К тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым энергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178.
Таким образом, основным критерием для отнесения граждан к тарифной группе "население" является цель приобретения и использование электрической энергии. При этом удовлетворение коммунально-бытовых нужд неразрывно связано с потреблением электрической энергии в процессе проживания граждан в жилых помещениях и для удовлетворения собственных нужд.
В соответствии с пунктом 69 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) только граждане-потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов приобретают электрическую энергию в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Прочие категории граждан приобретают электрическую энергию в соответствии с Основными положениями.
Таким образом, урегулирование правоотношений по приобретению электрической энергии с гражданами-потребителями коммунальной услуги - собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и прочими гражданами-потребителями осуществляется в соответствии с различными нормативно-правовыми актами.
Основания для применения в правоотношениях с заявителями норм Основных положений подтверждается фактическими обстоятельствами и документами.
В соответствии с главой 17 Земельного кодекса земли особо охраняемых территорий и объектов являются землями со специальным режимом использования.
В данном случае земли рекреационного назначения в силу ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации, предназначены для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению, в том числе жилищное строительство.
Назначение принадлежащего заявителю земельного участка и объектов, подлежащих размещению на нем, не предполагает постоянного проживания граждан и не предусматривает потребление электрической энергии на коммунально-бытовые нужды. Следовательно, основания для применения тарифов, установленных для категории "население" и приравненных к ней лиц, отсутствуют, вне зависимости от того является ли потребитель юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике установлено, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены "Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования N 1178), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Согласно пункту 67 Основ ценообразования N 1178 перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1.
Приложением N 1 к Основам ценообразования N 1178 установлен исчерпывающий перечень категорий потребителей, приравненных к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В данный перечень вошли:
Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.
Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.
Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.
Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).
Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
В соответствии с пунктом 71(1) Основ ценообразования N 1178 цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей:
исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов;
наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного проживания лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда;
юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.
К группе "прочие потребители" относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности. При отсутствии прибора учета электроэнергии данный объем определяется в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии.
Соответственно, учитывая исчерпывающий перечень категорий потребителей, приравненных к населению, заключение Договора энергоснабжения на условиях, предусмотренных для второй группы потребителей, указанных в пункте 27 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утверждённых Приказом ФСТ от 6 августа 2004 N 20- э/2, то есть по регулируемым тарифам, повлечет за собой нарушение действующего законодательства.
Кроме того, достаточных доказательств того, что нежилое здание приобретено и используется кассатором жалобы для личных и бытовых нужд, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено. Назначение нежилого здания не указывает на возможность его использования для личных бытовых нужд, несмотря на утверждение подателя жалобы о том, что он использует нежилое здание для проживания. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об изменении технических характеристик здания, целей использования земельного участка также не представлено.
Кроме того, пункты 71-73 Основных положений регламентируют заключение договоров энергоснабжения по правилам и требованиям Основных положений, а не по положениям жилищного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Цена является существенным условием договора энергоснабжения. Однако имеются специальные нормы относительно вопросов применения цены по договорам энергоснабжения - в данном случае применяются специальные нормы. Приложением N 1 к Основам ценообразования N 1178 установлен исчерпывающий перечень категорий потребителей, приравненных к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). Ни к одной из перечисленных категорий истец не относится.
Технологическое присоединение имеет однократный характер в соответствии с законом "Об электроэнергетике".
При подаче документов на технологическое присоединение предыдущим собственником сведения указывались самостоятельно, в качестве объекта указан объект - дом отдыха.
Документы о технологическом присоединении не изменяют и не отменяют назначение объектов недвижимости и земельных участков и не устанавливают характер их использования. Однократность технологического присоединения никак не связана с характером использования электрической энергии и не означает, что цель использования электрической энергии не может быть изменена. Тем более факт технологического присоединения не может устанавливать порядок применения цен по договору энергоснабжения. Вместе с тем, изменение характера использования электрической энергии не происходило.
Платежные документы Обществом направлялись заказным письмом с уведомлением. Сведений об оплате задолженности по договору энергоснабжения от 01.01.2019 N в материалах дела отсутствуют.
В связи с образовавшейся задолженностью за электрическую энергию (мощность) за периоды май - июль 2019 года 31 июля 2019 года составлено уведомление N 304058 о введении ограничения режима потребления электрической энергии. В уведомлении указано, что возобновление подачи электрической энергии будет осуществлено только после погашения вышеуказанной суммы задолженности за электрическую энергию (мощность) в полном объеме. Кроме того, установлено, что Ответчик будет обязан компенсировать расходы на оплату действий, связанных с введением ограничения и последующим возобновлением подачи электрической энергии. Уведомление направлено заказным письмом с уведомлением, почтой осуществлялись неоднократные попытки доставки уведомления. 03 сентября 2019 года, так как задолженность была не погашена, осуществлено ограничение.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы фактически были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, всем доказательствам по делу судами дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда основаны на совокупности и достаточности допустимых доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении обжалуемого судебного постановления судом второй инстанции не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 29 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Руды Петра Лех - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.