Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Мироновой Н.В, Калугина Д.М.
при секретаре
Горине А.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мошина "данные изъяты" к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации
по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 21 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, опубликованном на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregioN.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день принятия, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год (далее - Перечень на 2016 год).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, опубликованном на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregioN.ru, в печатном издании "Волжская коммуна", N 313(29859) 24 ноября 2016 года, N 316(29862) 29 ноября 2016 года, N 318(29864) 30 ноября 2016 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, опубликованном на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregioN.ru, в печатном издании "Волжская коммуна" N; 281(30176) 31 октября 2017 года; N 283(30178) 1 ноября 2017 года, N 285(30180) 2 ноября 2017 года; N 297(30192) 16 ноября 2017 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, опубликованном на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregioN.ru, 16 ноября 2018 года, в печатном издании "Волжская коммуна", N 308(30543) 20 ноября 2018 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области 7 октября 2019 года N 2201, опубликованном на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregioN.ru, 18 октября 2019 года, в печатном издании "Волжская коммуна", N 158(30741) 23 октября 2019 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Административный истец Мошин Д.В. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в обоснование которого указал, что является сособственником 8217/24820 доли объекта капитального строительства с кадастровым номером N, общей площадью 248, 2 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", пом. Н6 в нежилом здании с кадастровым номером N.
Указанный объект включен в пункты N 12954 Перечня на 2016 год, N 18618 Перечня на 2017 год, N 21132 Перечня на 2018 год, N 22873 Перечня на 2019 год, N 24413 Перечня на 2020 год.
Административный истец полагает, что указанное здание не обладает признаками, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем включение находящегося в нем помещения в указанные Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия пункты N 12954 Перечня на 2016 год, N 18618 Перечня на 2017 год, N 21132 Перечня на 2018 год, N 22873 Перечня на 2019 год, N 24413 Перечня на 2020 год.
Решением Самарского областного суда от 21 сентября 2020 года административный иск Мошина "данные изъяты" удовлетворен. Признаны недействующими со дня принятия:
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения в него под пунктом N 12954 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктом N 18618 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N 21132 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N 22873 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 в части включения в него под пунктом N 24413 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Самарской области просило решение Самарского областного суда от 21 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Административный истец представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура Самарской области представила возражения, в которых полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
30 ноября 2015 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 3033 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год".
14 ноября 2016 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 1907 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год".
18 октября 2017 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 1647 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год".
29 октября 2018 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 1608 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год".
7 октября 2019 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 2201 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год".
В пункты N 12954 Перечня на 2016 год, N 18618 Перечня на 2017 год, N 21132 Перечня на 2018 год, N 22873 Перечня на 2019 год, N 24413 Перечня на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, 2019 год, 2020 года, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", доля в праве собственности на который в размере 8217/24820 принадлежит административному истцу.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 248.2 кв. м, имеет назначение и наименование "нежилое помещение" и расположено в здании с кадастровым номером 63:01:0117003:592, площадью 12 940, 8 кв.м, по адресу: "адрес", имеющем назначение: "нежилое здание", наименование: "офисный центр", год завершения строительства 2007 год.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нежилое здание с кадастровым номером N нельзя признать объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, поскольку одного только наименования здания явно недостаточно для включения в Перечни расположенного в нем помещения.
Как установлено судом первой инстанции, нежилое здание с кадастровым номером N, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, образованном и поставленном на кадастровый учет 22 июля 2008 года, площадью 1 620, 7 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "занимаемый прилегающей территорией к зданиям".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что вид разрешенного использования "занимаемый прилегающей территорией к зданиям" не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
11 июля 2019 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на вид "под деловое управление".
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому под кодом 4.1 значится вид разрешенного использования земельного участка "деловое управление", который предполагает размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Аналогичное наименование и содержание вида разрешенного использования земельных участков "деловое управление" под кодом 4.1 предусмотрено пунктом 4 статьи 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61.
Как правильно установилсуд первой инстанции, данный вид разрешенного использования земельного участка также не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Кроме того, не соответствует такой вид разрешенного использования земельного участка и видам, предусмотренным Методическим указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, действовавшим до 30 октября 2017 года, в целях отнесения здания к административно-деловому или торговому центру: 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что вышеуказанные виды разрешенного использования земельного участка безусловно не свидетельствует о том, что такой земельный участок соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Самарского филиала по состоянию на 20 декабря 2007 года помещение с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое", наименование "нежилое помещение", и состоит из лестниц, коридоров, технического помещения, санузлов.
Из сведений, содержащихся в техническом паспорте следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", имеет назначение: "здание нежилое", наименование: "офисный центр", включает в себя следующие помещения: кабинеты, санузлы, умывальные, хозяйственные кладовые, коридоры, архивы, электрощитовая, склады, помещения, душевые, серверная, переговорная (15, 2 кв. м), комната приема пищи, комнаты охраны, раздевалка, конференцзал (75, 1 кв. м), лестницы, технические помещения, лифты, лестничные клетки, вентиляционные камеры, операторные и операционные залы, столовая 80, 1 (кв. м), комната отдыха, гардеробная.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что назначение помещений "кабинеты" не тождественно термину "офисы", а площадь помещений, предназначение которых предполагает возможное размещение объектов офисной инфраструктуры (переговорная, конференцзал) и объектов общественного питания (столовая), составляет менее 20% от общей площади здания, таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и здания в котором оно расположено, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подпунктов 1 пункта 1, пункта 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 года N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, осмотр спорного нежилого помещения, как и здания в котором оно расположено, в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2016-2020 годы, до начала налоговых периодов (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), министерством имущественных отношений Самарской области не проводился.
Кроме того, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в нарушение требований статьи 62, части 9 статьи 213 КАС РФ, доказательств, подтверждающих, что более 20% от общей площади нежилого здания, в котором расположено спорное нежилое помещение, в период до даты утверждения Перечней использовалось в целях, предусмотренных пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком суду не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административном истцу на праве долевой собственности нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2016-2020 года.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области указало, что спорный объекта недвижимости подлежал включению в Перечни на 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год, поскольку объект недвижимости в котором он расположен - нежилое здание с кадастровым номером N имеет наименование "офисный центр", что соответствует пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия с данными доводами апелляционной жалобы согласиться не может, поскольку одно лишь наименование здания без установления помещений, поименованных в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20 процентов площади здания, не позволяет отнести здание к административно-деловому центру.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно информации размещенной в сети интернет на официальном сайте "2ГИС" в нежилом здании с кадастровым номером N размещены 48 организаций, среди которых есть строительные компании, магазины бытовой техники, что позволяет сделать вывод о том, что указанное здание фактически используется в целях размещения офисов и торговых объектов, судебная коллегия отклоняет, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, указанные сведения не могут быть отнесены к числу относимых и допустимых доказательств по административному делу об оспаривании вышеуказанных нормативных правовых актов, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не указывает "сеть Интернет" в числе источников информации о предназначении, наименовании и использовании объектов недвижимого имущества, в отношении которых решается вопрос о включении их в Перечни объектов недвижимого имущества в целях налогообложения исходя из их кадастровой стоимости. При этом в нарушение требований статей 62, части 9 статьи 213 КАС РФ, административным ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих, что более 20 процентов от общей площади нежилого здания, в котором расположено спорное нежилое помещение, в юридически значимый период использовалось в целях, предусмотренных пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 21 сентября 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 января 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.