Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 февраля 2021 г. по делу N 16-93/2021-
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу директора хозяйственного общества с ограниченной ответственностью Фирма "Вулкан" Гужаева Д.Э. на вступившие в законную силу постановление судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 21 сентября 2018 г., решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 14 ноября 2018 г., вынесенные в отношении хозяйственного общества с ограниченной ответственностью Фирма "Вулкан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 21 сентября 2018 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 14 ноября 2018 г, хозяйственное общество с ограниченной ответственностью Фирма "Вулкан" (далее - ХООО Фирма "Вулкан", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ХООО Фирма "Вулкан" Гужаев Д.Э. ставит вопрос об отмене судебных постановлений и прекращении производства по делу, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В силу статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ, действовавшей на период привлечения общества к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет на юридических лиц наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Фирма "Вулкан" ООО зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц 15.12.2002, с основным видом деятельности "производство негашеной, гашенной и гидравлической извести" (с 10.02.2015), законный представитель юридического лица Гужаев Д.Э.
Общество осуществляет указанный вид деятельности по адресу Республика Дагестан, г. Дербент, микрорайон Аваин-4.
14 августа 2018 г. в порядке административного регламента главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Дербенте с участием законного представителя ХООО Фирма "Вулкан" и в присутствии понятых произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения проверки фактов, указанных в обращении граждан по поводу функционирования в жилой зоне предприятия по гашению извести, загрязняющего воздух жилой зоны, в процессу административного расследования установлено, что ХООО Фирма "Вулкан", осуществляющее деятельность по производству негашеной, гашеной и гидравлической извести, в нарушение требований пунктов 4.2.2, 4.2.3, СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", не предъявило проект нормативов предельно допустимых выбросов с учетом выбросов загрязняющих веществ от источника в зоне влияния выбросов, не предъявило проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны данного предприятия, в нарушении пункта 4.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1, 1200-03 Обществом не организована санитарно-защитная зона (определенная для предприятий 2 класса классификации-500 м), жилые дома расположены вплотную у границ земельного участка общества. Обществом не предъявлен документ, где даны качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ (пункты 3.3.2, 3.3.3, СанПиН 2.1.6.1032-01), не соблюдены требования к организации производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест, не предъявлены результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха (пункт 4.1, 5.1, 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01).
Установленные недостатки являются нарушением пунктов 4.1.4, 4.2.2, 4.2.3, 3.3.2, 3.3.3, 4.1, 5.1..5.4 СанПиН 2.1.6.1031-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", п. 4.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов", статей 11, пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 52 от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По факту выявленных нарушений 14 августа 2018 г. главным специалистом - экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Дербенте Зульфугаровой М.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 11-12); протоколом опроса генерального директора общества Гужаева Д.Э. (л.д. 13-14); протоколом об административном правонарушении от 14 августа 2018 г, в котором отражены обстоятельства совершенного Обществом правонарушения (л.д.15) и иными доказательствами, которым судьями была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что опровергает доводы директора ХООО Фирма "Вулкан" Гужаева Д.Э. о незаконности судебных постановлений.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 20 упомянутого Федерального закона атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В соответствии со статьей 24 этого Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 мая 2001 г. N 14 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее-Постановление N 14 от 17 мая 2001 г.) юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
При разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта. (пункт 4.2.2 Постановления).
Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам (пункт 4.2.3. Постановления).
В соответствии с пунктами 5.1, 5.4. Постановления юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
На основании пункта 4.1. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Эти требования приведенных норм упомянутого закона и СанПиН ООО Фирма "Вулкан" выполнены не были.
Довод жалобы о том, что на общество не распространяется действие положений правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", поскольку предприятие действует с 1997 года, не является реконструируемым или вновь создаваемым, в отношении объектов, которые были введены до установления этих экологических требований Правила не могут распространяться, поскольку это связано с невозможностью соблюдения такими предприятиями современных экологических требований, суды фактически сослались на документ, который утратил силу с 1 марта 2008 г, суд не установилфакт производства обществом извести, его объем и способ, общество при производстве извести не имеет технологического оборудования, шахтных печей, технологических процессов по загрузке известкового камня, площадки для складирования известкового камня, что исключает в действиях общества состава инкриминируемого ему административного правонарушения, - не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат приведенным выше нормативно-правовым актам, СаНПиН и доказательствам, имеющимся в деле.
Так, из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 14 августа 2018 г. усматривается, что предприятием не составлен и не утвержден план мероприятий по снижению выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, погрузочно-разгрузочные площадки и проходы не имеют твердого покрытия в целях уменьшения образования пыли; не предъявлен проект нормативов предельно допустимых выбросов; с учетом выбросов загрязняющих веществ от источника зоне влияния выбросов; не предъявлен документ, где даны качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ; не соблюдены требования к организации производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест, не предъявлены результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха нарушение требований пунктов 3.3.2, 3.3.3, 4.1, 4.2.2, 4.2.3, 5.1, 5.4. СанПиН 2.1.6.1031-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", статьи 11, пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (л.д.11 оборот). Эти же нарушения отражены и в протоколе об административном правонарушении от 14 августа 2018 г. (л.д.15).
Таким образом, доводы заявителя являются надуманными, противоречат положениям Конституции Российской Федерации, приведенным нормам права, доказательствам, имеющимся в деле и расцениваются как избранный способ защиты представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, действия ХООО Фирма "Вулкан" правильно квалифицированы по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ХООО Фирма "Вулкан" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ХООО Фирма "Вулкан" в соответствии с санкцией статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере санкции статьи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 21 сентября 2018 г, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 14 ноября 2018 г, вынесенные в отношении хозяйственного общества с ограниченной ответственностью Фирма "Вулкан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора хозяйственного общества с ограниченной ответственностью Фирма "Вулкан" Гужаева Д.Э. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.