Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Минеевой В.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р, с участием прокурора Драева Т.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Страхарчук Марины Леонидовны к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконными и отмене заключения служебной проверки, приказа в части расторжения (прекращения) контракта и увольнения со службы, о восстановлении на службе
по кассационной жалобе Страхарчук Марины Леонидовны на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 11 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 5 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, объяснения представителя Страхарчук М.Л. Иванова И.Н, действующего на основании ордера N с 185467 от 10 сентября 2020 года и доверенности N 26АА420735 от 3 августа 2020 года, поддержавшего кассационную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Страхарчук М.Л. обратилась в суд с иском с уточнением требований в порядке статьи 39 ГПК РФ к ГУ МВД по СК о признании незаконными и отмене заключения служебной проверки 5 августа 2019 года, приказа ГУ МВД по СК N 501 л/с от 27 сентября 2019 года, восстановлении в должности начальника отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Буденновскому району СК.
Обращаясь в суд, Страхарчук М.Л. указала, что приказом ГУ МВД России по СК от 27 сентября 2019 N N л/с расторгнут контракт с истицей и уволена из органов внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника внутренних дел, с 3 октября 2019 года. Основанием для увольнения явилось отсутствующее в материалах дела заключение служебной проверки от 6 августа 2019 года. С указанными приказом и заключением служебной проверки истица не ознакомлена. О наличии приказа об увольнении узнала 27 ноября 2019 года.
Служебная проверка ГУ МВД России по СК от 5 августа 2019 года проведена с нарушением предъявленных требований, в частности:
- перед проведением служебной проверки истице не были разъяснены её права;
- в соответствии с пунктами 24, 25 Порядка проведения служебной проверки не был издан приказ о её проведении в подразделении МВД с указанием основания, даты назначения и состава комиссии по проведению служебной проверки;
- описательная часть в соответствии с пунктом 36 Порядка не содержит обстоятельства как смягчающие, так отягчающие;
- после утверждения заключения служебной проверки в соответствии с пунктами 41, 42 Порядка не издан проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением, и не переданы на подпись руководителю.
Служебная проверка проведена неуполномоченным лицом - оперуполномоченным по ОВД ОП и РОИ ОРЧ (СБ) ГУ МВД России по СК на основании рапорта начальника ОРЧ СБ ГУ МВД России по СК от 30 мая 2019 года с резолюцией о разрешении. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения наложено с нарушением установленного месячного срока со дня утверждения заключения служебной проверки.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований Страхарчук М.Л. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 5 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Страхарчук М.Л. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения при рассмотрении дела судебными инстанциями не допущены.
Как усматривается из материалов дела, 21 мая 2019 года сотрудниками отдела в г. Буденновске УФСБ России по СК была задержана начальник отдела по вопросам миграции ОМВД России по Буденновскому району подполковник полиции Страхарчук М.Л. при получении от жителя г. Буденновска Григоряна Ф.Т, действовавшего в рамках оперативно-розыскного мероприятия, денежных средств в размере 30000 руб. за положительное решение в получении разрешения на временное проживание несовершеннолетнему иностранному гражданину.
Постановлением следователя Буденновского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по СК от 24 июля 2019 года Страхарчук М.Л. привлечена в качестве обвиняемой за совершение деяния, предусмотренного пунктом "б" части 5 статьи 296 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Буденновского городского суда СК от 26 июля 2019 года Страхарчук М.Л. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок следствия. С 18 октября 2019 года мера пресечения Страхарчук М.Л. изменена на домашний арест на срок предварительного следствия.
Приказом ГУ МВД России по СК N N л/с от 29 июля 2019 года Страхарчук М.Л. отстранена от выполнения служебных обязанностей с приостановлением выплаты денежного довольствия с 26 июля 2019 года.
Приказом ГУ МВД России по СК N N л/с от 27 сентября 2019 года с Страхарчук М.Л. расторгнут контракт и уволена из органов внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Основанием для издания приказа явилось заключение служебной проверки от 5 августа 2019 года.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 года N 566-О-О).
При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции"), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1486-О).
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона "О полиции" сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел - увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что в случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника иной, более мягкой, меры ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел.
Рассматривая заявленные истицей требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями законодательства, регулирующими возникшие правоотношения, исходили из доказанности факта совершения Страхарчук М.Л. проступка, несовместимого с требованиями, предъявляемыми к личным качествам сотрудника органов внутренних дел, в связи с чем у работодателя имелись основания для применения к ней дисциплинарного взыскания. При этом установлено, что порядок проведения служебной проверки и привлечения истицы к дисциплинарной ответственности не нарушен.
Выводы судебных постановлений соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы о нарушении порядка назначения и проведения служебной проверки, порядка увольнения, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, в том числе применения дисциплинарного взыскания с нарушением срока, по существу не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, а направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 11 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 5 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Минеева
Судьи Т.В. Камышова
Р.Р. Нурмухаметова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.