Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Нурмухаметовой Р.Р, Белоусовой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арчакова Магомеда Аликовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула
по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 23 июля 2020 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия
установила:
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 30 июля 2019 года отказано в удовлетворении исковых требований Арчакова М.А. к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 06 февраля 2020года апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 30 июля 2019 года отменено, дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 23 июля 2020 года, решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 марта 2019 года отменено.
Производство по делу, в части исковых требований Арчакова М.А. к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о возложении обязанности по зачету в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы службу в органах внутренних дел с 01 июня 2016 года по 14августа 2018 года прекращено.
Исковые требования Арчакова М.А.о возложении на Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия обязанности по выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула с учетом индексации, а также денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы удовлетворены частично.
На Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия возложена обязанность начислить и выплатить Арчакову М.А. средний заработок за период незаконного лишения права трудиться с 01 сентября 2016 года по 14 августа 2018 года, исчисленный из размера денежного довольствия по должности начальника отделения по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков следственной части по расследованию организованной преступной деятельности следственного управления МВД по Республике Ингушетия в звании подполковника юстиции. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия ставит вопрос об отмене апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 23 июля 2020 года.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебное постановление надлежащим образом мотивировано и содержит оценку всех значимых обстоятельств дела, приводившихся сторонами с соблюдением норм материального и процессуального права.
Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа).Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N156).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом.
Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается (подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156).
Подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года N 613, предусмотрено, что сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган. Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией данного указа, до 1 июня 2016 года.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года N305-ФЗ в том числе предусмотрено, что с сотрудниками органов наркоконтроля, переведенными на службу в органы внутренних дел, с которыми ранее заключен контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения предельного возраста, контракт о прохождении службы в органах внутренних дел заключается на неопределенный срок.
С сотрудниками органов наркоконтроля, переведенными на службу в органы внутренних дел, не подпадающими под положения части 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ, контракт заключается на срок, предусмотренный частью 5 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 3 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ).
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22 ноября 2017 года N 31-П, положения частей 1 и 5 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел; не препятствуют поступлению данных лиц на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке и по истечении трех месяцев с момента их увольнения из органов наркоконтроля при условии, что такие лица своевременно (то есть не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу (пункт 4 Постановления Конституционного Суда РоссийскойФедерации от 22 ноября 2017 года N 31-П).
Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в связи с упразднением ФСКН России установлен упрощенный порядок приема сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, а именно: в срок до 1 июня 2016 года в отношении сотрудников органов наркоконтроля должны быть проведены организационно-штатные мероприятия, в ходе которых сотрудники, изъявившие желание продолжить службу в органах внутренних дел, подлежали увольнению из органов наркоконтроля в порядке перевода на службу в органы внутренних дел в срок не позднее 31 мая 2016 года, их прием на службу в органы внутренних дел должен был производиться в течение трех месяцев с момента увольнения без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора. Истечение установленного трехмесячного срока с момента увольнения сотрудников из органов наркоконтроля не препятствует их поступлению на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке при условии, что они своевременно (то есть не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу.
Кроме того, приведенное правовое регулирование не предполагает отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении ФСКН России изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел. С этими сотрудниками заключается контракт о прохождении службы в органах внутренних дел на неопределенный срок или срочный контракт в зависимости от того, какой ранее контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля был с ними заключен.
Как следует из материалов дела, Арчаков М.А. проходил службу в Управлении ФСКН России по Республике Ингушетия.
Согласно выписке из приказа N-л/с от ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и в соответствии с Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ истец уволен из органов наркоконтроля по подп. 7 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с переводом в другой государственный орган).
31 мая, 5 и 8 августа 2016 года Арчаковым М.А. на имя врио министра внутренних дел по Республике Ингушетия поданы рапорты о принятии его на службу в органы внутренних дел и назначении на равнозначную должность занимаемой им в Управлении ФСКН России по Республике Ингушетия.
07 сентября 2016 года Министерством внутренних дел по Республике Ингушетия Арчаков М.А. уведомлен о том, что по результатам рассмотрения представленного им рапорта от 08 августа 2016 года положительного решения о приеме в порядке перевода на службу в органы внутренних дел не принято.
Не согласившись с данным решением, Арчаков М.А. обратился в суд с исковым заявлением к МВД по Республике Ингушетия о приеме на службу в порядке перевода и без переаттестации.
Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от 09 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал МВД по Республике Ингушетия в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016года " О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции" принять Арчакова М.А. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока.
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 августа 2018 года Nл/с, Арчаков М.А. назначен на должность начальника отделения по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков следственной части по расследованию организованной преступной деятельности СУ МВД по Республике Ингушетия. Приказом МВД России от 28 сентября 2018 г. N л/с ему присвоено специальное звание - подполковник юстиции.
21 января 2019 года истец обратился с рапортом в адрес Министра внутренних дел по Республике Ингушетия, о зачете ему в выслугу лет периода с 01 июня 2016 года по 13 августа 2018 года, а также о выплате ему заработной платы и других причитающихся выплат за указанный период вынужденного прогула.
08 февраля 2019 года Арчаков М.А. уведомлен о наличии правовых оснований для зачисления ему в стаж службы (выслугу лет) периода в пределах трех месяцев с момента увольнения из органов наркоконтроля, а также об отсутствии правовых оснований для выплаты ему денежного довольствия за указанный в рапорте период.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того, что истец в пределах трехмесячного срока, установленного ч.4 статьей 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, обратился в суд за защитой нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание то, что решение Магасского районного суда от 9 ноября 2016 г, которым удовлетворены исковые требования Арчакова М.А. о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации, вступило в законную силу 16 апреля 2018 г.
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 10 мая 2018 г. N л/с истец в порядке исполнения решения суда был принят на службу в органы внутренних дел РФ в порядке перевода и зачислен в распоряжение МВД по Республике Ингушетия.
Приказом ответчика от 14 августа 2018 г. N л/с Арчаков А.М. был назначен на должность начальника отделения по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков следственной части по расследованию организованной преступной деятельности следственного управления МВД по Республике Ингушетия.
28 сентября 2018 г. истцу было присвоено специальное звание - подполковник юстиции (приказ МВД по Республике Ингушетия N 957 л/с).
21 января 2019 г. истец обратился с рапортом на имя министра внутренних дел о разрешении служебного спора, связанного с не выплатой заработной платы за период с 1 июня 2016 г. по день назначения на должность.
8 февраля 2019 г. истцу было отказано в удовлетворении рапорта в части выплаты денежного довольствия.
11 марта 2019 г. истец в пределах трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, обратился в суд за защитой нарушенного права. Следовательно, сроки обращения в суд за защитой нарушенного права истцом не нарушались.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования о выплате среднего заработка с учетом индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не подлежат удовлетворению, поскольку средний заработок подлежит исчислению из размере денежного довольствия истца по последней занимаемой им должности на день увольнения из органов нарконтроля.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации в порядке статьи 236 ТК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанций.
Статьей 234 ТК РФ установлено, что работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу; отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе; задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
Требования, заявленные Арчаковым М.А. о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула является производным от требований о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации, возложении обязанности принять Арчакова М.А. на службу в органы внутренних дел, удовлетворенных решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 09 ноября 2016 года.
Доводы кассационной жалобы о пропуске истцом срока для обращения в суд были предметом оценки суда апелляционной инстанции. Данным доводам дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к оспариванию установленных судом фактических обстоятельств дела, переоценке доказательств и, как следствие, к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции стороны ответчика относительно возникшего спора и собственного мнения ответчика о правильности разрешения дела, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием, не представлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 23 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Белоусова Ю.К.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.