Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Белоусовой Ю.К, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оздоева Муссы Магометовича к ВВК ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Республике Ингушетия" о признании незаконным заключения военно-врачебной экспертизы
по кассационной жалобе Оздоева Муссы Магометовича на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 07 июля 2020 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав Оздоева М.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия, установила:
Оздоев М.М. обратился в суд с иском к ВВК ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Республике Ингушетия" о признании незаконным заключения военно-врачебной экспертизы.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 ноября 2019 года исковые требования Оздоева М.М. удовлетворены частично.
Судом постановлено признать действие ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РИ", выразившиеся в отказе Военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" N от 17.04.2019 г. в части установления причинной связи и категории годности, незаконным. Обязать военно-врачебную комиссию ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" вынести заключение по состоянию на момент увольнения на 14.03.2018 г. о категории годности к службе в органах внутренних дел и причинной связи, имеющихся у Оздоева М.М. в следующей формулировке: " "данные изъяты" - Заболевание получено в период прохождения военной службы. На основании ст. 24 "б", 25 "б", 43 "б", 73 "г", 13 "д", 10 "в" графы 111 Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565): "В" - ограниченно годен к военной службе на момент увольнения 14.03.2018 года".
Взысканы с ФКУЗ "МСЧ МВД России по РИ" в пользу Оздоева М.М. денежные средства в сумме 55 000 руб, оплаченные по договору за оказание платных медицинских экспертных услуг по проведению независимой военно-врачебной экспертизы.
Взыскана с ФКУЗ "МСЧ МВД России по РИ" в пользу Оздоева М.М. сумму расходов на оплату услуг представителя в сумме 25 000 руб.
В остальной части иска отказано..
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 07 июля 2020 года, решение Магасского районного суда от 20 ноября 2019 г. отменено, с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении искового заявления Оздоева М.М. к ВВК ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Республике Ингушетия" о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии отказано.
В кассационной жалобе Оздоев М.М. ставит вопрос об отмене вынесенного по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, установлены.
Как следует из материалов дела, в период с 21 июля 2011 года по 14 марта 2018 года истец проходил службу в войсковой части 3718 в должности рядового стрелка 2 отделения 1 взвода оперативного назначения (на автомобилях) 2 роты оперативного назначения (на бронетранспортерах и автомобилях) батальона оперативного назначения.
Приказом командира войсковой части 3718 от 13 февраля 2018 года N истец уволен со службы в запас в соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службы", подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта).
Установлено, что 17 июля 2016 года при выполнении служебно-боевых задач на заставе "Нижний Алкун" Оздоев М.М. получил телесные повреждения и был доставлен в травматологическое отделение ИРКБ, где был установлен следующий диагноз: "Закрытая черепно-мозговая травма. Ушиб головного мозга легкой степени с формированием очага в левой лобной доле. Ушиб шеи, верхних, нижних конечностей".
Заключением за N об итогах расследования факта получения военнослужащим увечья (ранения, травмы, контузии) травма признана полученной при исполнении служебных обязанностей.
Согласно справке о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии) N Оздоев М.М. находился на лечении с 17 июля 2016 года по 30 августа 2016 года в травматологическом отделении ГБУ "Ингушская республиканская клиническая больница", в поликлинике ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" с диагнозом: "Закрытая черепно-мозговая травма. Ушиб головного мозга легкой степени тяжести с формированием очага в левой лобной доле. Ушибов шеи, верхних, нижних конечностей", что в соответствии с разделом 1 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855, относится к тяжелому увечью (ранению, травме, контузии). Травма получена 17 июля 2016 года в результате падения, при выполнении служебных обязанностей.
Истец при увольнении не был направлен в установленном законом порядке на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию, в связи с чем, он самостоятельно обратился в ООО "Южный межрегиональный центр медицинских экспертиз" с целью проведения независимой военно-врачебной экспертизы.
По результатам проведенной независимой военно-врачебной экспертизы комиссия экспертов ООО "Южный межрегиональный центр медицинских экспертиз" пришла к выводам о том, что у Оздоева М.М. на момент его увольнения из войсковой части 3718 ФС ВНГ РФ 14 марта 2018 года имелись следующие заболевания:
"данные изъяты". Военная травма;
- "данные изъяты". Заболевание получено в период прохождения военной службы;
- На основании ст. 24 "б", 25 "б", 43 "б", 73 "г", 13 "д", 10 "в" графы III Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565): "В"-ограниченно годен к военной службе на момент увольнения 14 марта 2018 года.
29 марта 2019 года после получения заключения независимой военно-врачебной экспертизы Оздоев М.М. в установленном порядке обратился с заявлением о проведении освидетельствования с учетом данной экспертизы. На указанное заявление истцу выдано заключение ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Республике Ингушетия" от 17 апреля 2019 г. N об установлении следующего диагноза:
- "Последствия закрытой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга от 17.07.2016г. в виде астено-невротического синдрома. Военная травма;
- На основании ст. 25 "г" графы III Расписания болезней экспертизе, утвержденному (приложение к Положению постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565): "Б-годен к службе в войсках национальной гвардии РФ с незначительными ограничениями. На момент увольнения".
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, исходил из заключения независимой военно-врачебной экспертизы и пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания Оздоева М.М. - "Военная травма. "В" - ограниченно годен к военной службе на момент увольнения 14 марта 2018 г.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, с его выводами не согласился и исходил из того, что ЦВВК ФКУЗ "ЦМСЧ МВД России" является структурным подразделением Медико-санитарного центра МВД России, предназначенным для обеспечения организации и проведения военно - врачебной (врачебно - летной) экспертизы и освидетельствования в органах внутренних дел и внутренних войсках в мирное и военное время, и осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих ВВК в части, касающейся военно - врачебной экспертизы и освидетельствования, а также вправе контролировать, утверждать (не утверждать), пересматривать заключение любой ВВК (ВЛК) системы МВД России (п.18, 22, 24.2 Инструкции МВД России от 14 июля 2010 г. N 523).
Заключение, вынесенное военно - врачебной комиссией, в отношении гражданина может быть обжаловано им согласно п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. При несогласии гражданина с заключением военно - врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. N 574 (абз. 5 п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Вывод суда первой инстанции о признании истца "В" - ограничено годен к военной службе вследствие военной травмы", вопреки заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" от 17 апреля 2019 г, является неправомерным и нарушающим нормы материального права, которыми регулируются спорные отношения. К компетенции судебных органов разрешение данных вопросов не отнесено. При обжаловании заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе суд проверяет его законность, не квалифицируя самостоятельно заболевания гражданина.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, при этом исходит из следующего.
Частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Определение категории годности Оздоева М.М. к прохождению службы в органах внутренних дел при оспаривании им заключения военно-врачебной комиссии требует специальных знаний в области военно-врачебной экспертизы, которую проводят военно-врачебные комиссии.
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации был предусмотрен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.
В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе от 4 июля 2013 г. N 565 поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное Положение.
Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время, в том числе в органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения годности к службе (пункт 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Таким образом, в отношении сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, проводится военно-врачебная экспертиза на условиях и в порядке, определенных Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе от 4 июля 2013 года N 565 для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
Перечень указанных в названном пункте медицинских организаций утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании представления начальника медицинской службы военного округа (флота) (руководителя военно-врачебной комиссии, созданной в других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях) при наличии согласования с руководителями включаемых медицинских организаций, отвечающих следующим условиям: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе; наличие договора об оказании медицинской помощи, заключенного с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба) (абзацы третий - пятый пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, этим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (абзацы первый, третий пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно пункту 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
При этом гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд (абзац первый пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574 (далее - Положение о независимой военно-врачебной экспертизе) (абзац пятый пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации регламентируется Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 г. N 523 (в редакции приказов МВД России от 20 июня 2013 г. N 444 и от 26 августа 2013 г. N 646).
В соответствии с пунктом 9 названной Инструкции организационно-штатная структура штатных военно-врачебных комиссий определяется МВД России. К штатным военно-врачебным комиссиям, в частности, относятся Центральная военно-врачебная комиссия федерального казенного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации", военно-врачебные комиссии медико-санитарных частей системы МВД России соответствующих территориальных органов МВД России на региональном уровне (пункты 9.1, 91.1, 9.1.3 Инструкции МВД России от 14 июля 2010 г. N 523).
ЦВВК ФКУЗ "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" является структурным подразделением Медико-санитарного центра МВД России, предназначенным для обеспечения организации и проведения военно-врачебной (врачебно-летной) экспертизы и освидетельствования в органах внутренних дел и внутренних войсках в мирное и военное время, и осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих ВВК в части, касающейся военно-врачебной экспертизы и освидетельствования, а также имеет право контролировать, утверждать (не утверждать), пересматривать заключение любой ВВК (ВЛК) системы МВД России (пункты 18, 22, 24.2 Инструкции МВД России от 14 июля 2010 г. N 523).
Кроме того, в соответствии с пунктом 404 названной Инструкции при несогласии гражданина с заключением ВВК (ВЛК) он имеет право на обжалование заключения ВВК (ВЛК) в порядке, установленном пунктом 9 Положения о военно-врачебной экспертизе (в настоящее время пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе в связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 нового Положения о военно-врачебной экспертизе), в том числе на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Так, Положение о независимой военно-врачебной экспертизе определяет в соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.
Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац первый пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Независимая экспертиза проводится врачами-специалистами, входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (пункт 4 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
При этом согласно абзацу второму пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (пункт 7 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Пунктом 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
Из приведенных нормативных положений следует, что в случае несогласия гражданина с заключением, вынесенным военно-врачебной комиссией о годности его к военной службе (приравненной службе), в том числе к службе в органах внутренних дел, такое заключение может быть обжаловано в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также по заявлению самого гражданина может быть проведена независимая военно-врачебная экспертиза.
Суд апелляционной инстанции признал, что экспертиза по данному делу, является одним из видов доказательств и назначил определением от 20 февраля 2020 года по делу проведение судебной военно-врачебной экспертизы, проведение которой поручил Центральной медико-санитарной части МВД России", расположенной по адресу : "адрес".
Письмом от 18 марта 2020 года гражданское дело было возвращено без проведения экспертизы и разъяснен порядок назначения и проведения экспертизы.
Суд апелляционной инстанции возобновил производство по делу и рассмотрел иск по существу, в отсутствие доказательства, отвечающего принципу относимости и допустимости, определяющего категорию годности истца к службе.
Таким образом, суд апелляционной инстанции ограничил процессуальные права истца на предоставление доказательств по данному делу.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 07 июля 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Белоусова Ю.К.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.