Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности главного врача ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" Мальцевой Н.В, (далее - Мальцева Н.В.) на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда города Курска от 8 июня 2020 г. и решение судьи Курского областного суда от 14 августа 2020 г., вынесенные в отношении ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда города Курска от 8 июня 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Курского областного суда от 14 августа 2020 г, ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, исполняющий обязанности главного врача ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" Мальцева Н.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом, в частности, требований, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 5 Положения, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
Из материалов дела следует, что ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 12 февраля 2018 г. N, выданную комитетом здравоохранения Курской области, бессрочно.
В период с 3 февраля по 11 марта 2020 г. должностными лицами территориального отдела Росздравнадзора по Курской области проведена плановая выездная проверка соблюдения указанным медицинским учреждением порядков и стандартов оказания медицинской помощи, в рамках которой выявлены нарушения лицензионных требований, установленных названным Положением, при изложенных подробно в постановлении по делу об административном правонарушении обстоятельствах.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N и N (т. 1 л.д. 2-9, т. 2 л.д. 1-3) ; приказом территориального органа Росздравнадзора по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N П46-21/20 (т. 1 л.д. 10-25, т. 2 л.д. 4-19); приказом о продлении сроков проведения плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 20); актом проверки органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ N (т. 1 л.д. 28-42, т. 2 л.д. 21-35), предписанием об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 43-50, т. 2 л.д. 39-46) и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" правильно квалифицировано по части 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Протоколы об административном правонарушении составлены в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, находившимся при исполнении своих служебных обязанностей. Оснований для признания данных процессуальных документов недопустимыми доказательствами не имеется.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" к административной ответственности нельзя признать состоятельными.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет три месяца.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 названного Кодекса).
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" к административной ответственности, выявлены в ходе проведения должностными лицами территориального отдела Росздравнадзора по Курской области плановой выездной проверки соблюдения медицинским учреждением порядков и стандартов оказания медицинской помощи в период с 3 февраля по 11 марта 2020 г.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности истекал 11 июня 2020 г.
Иные доводы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущими судебными инстанциями, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" состава административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1, части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда города Курска от 8 июня 2020 г. и решение судьи Курского областного суда от 14 августа 2020 г, вынесенные в отношении ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности главного врача ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" Мальцевой Н.В, - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.