Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Деренковой Н.К. на решение Ленинского районного суда города Курска от 25 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 14 июля 2020 года по административному исковому заявлению Деренковой Н.К. к администрации города Курска, земельному комитету города Курска об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителей Деренковой Н.К. - Михальчик Р.С, Буторина М.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Деренкова Н.К. обратился в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным отказ земельного комитета города Курска от 23 августа 2019 года N в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", предназначенного для индивидуального жилищного строительства и заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, площадью N земельного участка, находящегося в ее в собственности, площадью N; возложить на администрацию "адрес" обязанность утвердить схему расположения земельного участка общей площадью N по адресу: "адрес", предназначенного для индивидуального жилищного строительства; возложить на земельный комитет "адрес" обязанность заключить с Деренковой Н.К. соглашение о перераспределении земель.
В обоснование заявленных требований Деренкова Н.К. указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью N с видом разрешенного использования: земли населенных пунктов - для индивидуальной жилой застройки. Имея намерение присоединить примыкающей к ее земельному участку свободный земельный участок, площадью N обратилась в земельный комитет "адрес" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. В утверждении схемы расположения земельного участка отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах Ж-4 - для жилой застройки высокой этажности (9 этажей и более) и О-2 - общественно-деловая зона специализированных объектов, а также расположен в зоне с особыми условиями использования территории - в прибрежной полосе и водоохраной зоне "адрес", в отношении которых статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации установлен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления.
Административный истец полагала, что отказ является неправомерным, препятствует перераспределению земель с образованием нового земельного участка, чем нарушены ее права на увеличение земельного участка.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 25 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 14 июля 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Деренковой Н.К. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 14 октября 2020 года через Ленинский районный суд города Курска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 5 ноября 2020 года, Деренкова Н.К. просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права. Полагает, что суды первой и апелляционной инстанции выводы об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска построили на доказательствах, не отвечающих признакам относимости и допустимости. Корректура Генерального плана "адрес" не содержит достоверных сведений о том, что испрашиваемый земельный участок попадает в границы двух территории зон Ж-4 и О-2, пометки о нахождении испрашиваемого к перераспределению земельного участка в пределах границ территории сделаны путем их нанесения фломастером представителем комитета.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Деренковой Н.К. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью N с кадастровым номером N из категории земель: земли населенных пунктов - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: "адрес".
Деренкова Н.К. обратилась с заявлением в земельный комитет "адрес" по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка, площадью N, в который входит земельный участок, принадлежащей ей на праве собственности и земельный участок, площадью N из земель государственной или муниципальной собственности, а также заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Ответом земельного комитета города Курска от 23 августа 2019 года N в утверждении схемы расположения земельного участка отказано, поскольку схема разработана с нарушением требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам, а именно: не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемый отказ администрации является законным, вынесен уполномоченным лицом, прав административного истца не нарушает, поскольку перераспределяемая часть земельного участка не относится к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, присоединяемая часть к образуемому земельному участку выходит за границы функциональной зоны по генеральному плану города Курска, а испрашиваемый земельный участок общей площадью N находится в одновременно в двух функциональных зонах: Ж-4 - для жилой застройки высокой этажности (9 этажей и более) и О-2 - общественно-деловой зоны специализированных объектов.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с Положением о земельном комитете города Курска, утвержденным решением Курского городского собрания от 29 мая 2008 года N 44-4-РС, земельный комитет является отраслевым органом администрации города Курска, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами и лесными участками на территории города Курска, функции контроля за использованием земель (пункт 1.1); основными целями и задачами земельного комитета города Курска являются, в том числе управление и распоряжение земельными и лесными участками, находящимися в собственности муниципального образования "Город Курск", а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Курска, в случае, если иное не установлено законом Курской области, в пределах своей компетенции (пункт 2.2).
Перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлен пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного кодекса (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований отказа является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Содержание генерального плана определено в части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты, а под градостроительными регламентами понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков
В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон при подготовке Правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 9 пункта 5 части 11.2.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" индивидуальное строительство должно вестись только на территориях, предусмотренных корректурой генерального плана города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 22 декабря 2016 года N 326-5-О.
Учитывая изложенное, суды правильно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку образование спорного земельного участка одновременно из двух территориальных зон: зоны для жилой застройки высокой этажности (9 этажей и более) (Ж-4) и общественно-деловой зоны специализированных объектов (О-2) не предполагает его использование в соответствии с заявленным видом разрешенного использования (ИЖС). При составлении схемы расположения земельного участка, необходимой для его образования, следует учитывать требования статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, несоблюдение которых в силу пункта 16 статьи 11.10 кодекса является основанием для отказа в ее утверждении. Оспариваемый отказ не нарушает прав Деренковой Н.К, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того, следует учитывать расположение земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории - в прибрежной полосе и водоохраной зоне "адрес", в отношении которых статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации установлен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Доводы кассационной жалобы о принятии судом недопустимых доказательств, поскольку в выкопировке корректуры Генерального плана отсутствуют необходимые реквизиты, не свидетельствует о несоблюдении требований части 2 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Копия выкопировки из корректуры генерального плана "адрес" позволяет установить реквизиты и масштаб подлинного документа, когда документ принят и согласован, а также установить расположение спорного земельного участка относительно границ. Выкопировки из корректуры генерального плана "адрес" и из карты градостроительного зонирования муниципального образования " "адрес"" являются неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки муниципального образования " "адрес"".
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 25 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 14 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Деренковой Н.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.