Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Шатура Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Юкина С.В. к администрации городского округа Шатура Московской области и Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным решения администрации городского округа Шатура Московской области от 26 декабря 2019 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и обязании предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам
установила:
Юкин С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Шатура Московской области и Министерству имущественных отношений Московской области, с учетом представленных уточненных требований, просил признать незаконным решения администрации городского округа Шатура Московской области от 26 декабря 2019 года N N об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", с целью устранения допущенных нарушений прав и законных интересов, просил обязать администрацию городского округа Шатура Московской области произвести действия по обеспечению предоставления Юкину С.В. на праве аренды земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, имеющему местоположение: "адрес" севернее земельного участка с кадастровым номером N. В обоснование требований административный истец указывал, что в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации через портал Государственных услуг обратился в администрацию городского округа Шатура Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, приложив схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. В газете "Ленинская Шатура" от 15 ноября 2019 года за N 45 было опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду указанного земельного участка; в течение 30 дней со дня опубликования указанного извещения, заявлений от иных лиц, заинтересованных в указанном земельном участке, в администрацию городского оруга Шатура Московской области не поступало.
Однако решением органа местного самоуправления от 26 декабря 2019 года в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" со ссылкой на нарушение процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации ему отказано. Данное решение административный истец считал незаконным, поскольку, по его мнению, процедура предварительного согласования предоставления земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, установленная статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации городского округа Шатура Московской области от 9 января 2019 года N 11, им соблюдена, оснований для отказа не имелось.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 3 июня 2020 года административные исковые требования Юкина С.В. удовлетворены частично: суд признал незаконным пункт 199 решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 24 декабря 2019 года об отказе в согласовании проекта решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления Юкину С.В. испрашиваемого земельного участка; признал незаконным решение администрации городского округа Шатура Московской области об отказе Юкину С.В. в предоставлении государственной услуги; на администрацию городского округа Шатура Московской области возложена обязанность повторно направить в Министерство имущественных отношений Московской области пакет документов для согласования проекта решения о предварительном согласовании предоставления Юкину С.В. земельного участка на праве аренды без проведения торгов; в удовлетворении требования Юкина С.В. о возложении на администрацию городского округа Шатура Московской области обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка на праве аренды без проведения торгов отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу постановлено новое решение, которым требования истца удовлетворены частично: признано незаконным решение администрации городского округа Шатура Московской области от 26 декабря 2019 года об отказе Юкину С.В. в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Суд обязал администрацию городского округа Шатура Московской области повторно в установленном порядке рассмотреть заявление Юкина С.В. от 6 ноября 2019 года N N о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". В удовлетворении требования Юкина С.В. о возложении на администрацию городского округа Шатура Московской области обязанности произвести действия по обеспечению предоставления административному истцу на праве аренды испрашиваемого земельного участка отказано.
В кассационной жалобе, поданной 16 ноября 2020 года через Шатурский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 24 ноября 2020 года, администрация городского округа Шатура Московской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 августа 2020 года. В обоснование доводов кассационной жалобы податель жалобы указывает на то, что при рассмотрении заявления Юкина С.В. о предварительном согласовании предоставления ему испрашиваемого земельного участка администрацией городского округа Шатура Московской области полностью соблюдены административные процедуры, предусмотренные действующими нормативными актами. Кроме того, вторично рассмотреть заявление без повторного обращения гражданина не представляется возможным, поскольку модуль оказания указанной услуги закрывается после получения результата услуги.
Лица, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В пункте 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 указанного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14-39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного Кодекса.
При этом в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении в обязательном порядке указывается информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления.
В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 3 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка или 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 39.18).
В силу положений Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" распоряжение земельными участками неразграниченной собственности осуществляется органами местного самоуправления городских округов по согласованию с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Московской области.
При этом в силу части 3 статьи 2 Закона Московской области N 106/2014-ОЗ Правительство Московской области реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3).
Согласно подпункту 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года N 1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Что также следует из Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27.
Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления городских округов Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, утвержден распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19 января 2017 года N 13ВР-44.
Судами при рассмотрении дела установлено и усматривается из материалов дела, что 6 ноября 2019 года Юкин С.В. обратился в администрацию городского округа Шатура Московской области (далее - администрация городского округа Шатура, администрация городского округа, администрация) с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", а именно: о предварительном согласовании предоставления на праве аренды без проведения торгов земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, с местоположением: "адрес" метрах севернее земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - ведение садоводства. К заявлению прикладывалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В газете " "данные изъяты"" от 15 ноября 2019 года за N администрацией городского округа было размещено информационное сообщение о предстоящем предоставлении указанного земельного участка в аренду для ведения садоводства. Объявление было размещено и на официальном сайте администрации городского округа Шатура. При этом, предметом спора не является, что права на участок ни за кем не зарегистрированы, строений на участке нет, доступ к участку имеется. Согласно действующим Генеральному плану городского округа Шатура и Правил землепользования и застройки части территории городского округа испрашиваемый участок входит в зону "данные изъяты", предназначенная для ведения садового и дачного хозяйства.
Главархитектура Московской области подготовила заключение относительно возможности формирования и предоставления в аренду земельного участка с испрашиваемыми заявителем параметрами.
Администрацией городского округа был подготовлен проект постановления о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду Юкину С.В, который вместе с приложением необходимых документов был направлен на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство).
Решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 24 декабря 2019 года (пункт 199) отказано в согласовании представленного органом местного самоуправления проекта постановления. При этом, в качестве основания для отказа указано на нарушение процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
На это же основание сослалась администрация городского округа Шатура, отказывая истцу 26 декабря 2019 года в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Признавая незаконным как решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 24 декабря 2019 года, так и решение администрация городского округа Шатура от 26 декабря 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что полностью соблюдена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду; в указанный в информационном сообщении срок иных заявок на предоставление испрашиваемого Юкиным С.В. земельного участка не поступило.
В соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Как указал суд апелляционной инстанции, Юкин С.В. требований об оспаривании решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 24 декабря 2019 года (пункт 199) не заявлял. Следовательно, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований административного истца.
В силу положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно приниматься компетентным органом на основании заявления гражданина и в соответствии с опубликованным извещением о предоставлении земельного участка для определенных целей.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, Юкин С.В. испрашивал к предоставлению в аренду земельный участок с категорией - "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования - "ведение садоводства". Публикация о возможном предоставлении земельного участка именно для таких целей была произведена в соответствующем средстве массовой информации - в газете " "данные изъяты"" от 15 ноября 2019 года за N.
Тем не менее, администрация городского округа Шатура неправомерно подготовила проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", предварительно согласовав предоставление именно такого земельного участка Юкину С.В. Именно такой проект решения администрация городского округа Шатура был направлен на согласование в уполномоченный орган государственной власти Московской области, в связи с чем Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области 24 декабря 2019 года правомерно отказала в согласовании данного проекта, указав на нарушение процедуры предоставления земельного участка: заявление о предоставлении земельного участка на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" Юкиным С.В. не подавалось, соответствующая публикация не производилась.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что именно администрация городского округа Шатура нарушила процедуру предоставления земельного участка и, соответственно, права и законные интересы административного истца.
Суд же первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем, судом апелляционной инстанции постановленное по делу решение суда первой инстанции правомерно отменено и по делу вынесено нового решения о признании незаконным решения администрации городского округа Шатура Московской области от 26 декабря 2019 года об отказе Юкину С.В. в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". При этом, в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца, согласно положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом апелляционной правомерно обязал администрацию городского округа Шатура Московской области повторно в установленном порядке рассмотреть заявление Юкина С.В. от 6 ноября 2019 года N N о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, которые признаны доказанными утверждения административного истца о нарушении ему прав вследствие принятия оспариваемого ей отказа администрации администрацию городского округа Шатура в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", а также нарушение соответствующих положений норм земельного законодательства при принятии административным ответчиком оспариваемого отказа в предоставлении государственной услуги.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает правильным выводы суда апелляционной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены апелляционного определения не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам подателя жалобы, выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Шатура Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено в день его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.