Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Шатура Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 25 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Гладина С.С. к администрации городского округа Шатура Московской области и Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без торгов.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам
установила:
Гладин С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации городского округа Шатура Московской области от 15 января 2020 года N Р001-8137756486-32094542 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена"; возложить обязанность устранить допущенное нарушение, путем возложения на администрацию городского округа Шатура Московской области обязанность предварительно согласовать предоставление на праве аренды без торгов земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, местоположение которого: "адрес". В обоснование заявленных требований указал, что в рамках статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации он подготовил схему расположения земельного участка, и через портал Государственных услуг обратился за государственной услугой "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", для получения в аренду без торгов указанного земельного участка. В газете " "данные изъяты"" от 12 июля 2019 года N 27 было опубликовано сообщение о предоставлении в аренду указанного земельного участка. В течение 30 дней после опубликования извещения, заявлений от иных лиц по указанному земельному участку в администрацию городского округа Шатура не поступало. Решением от 15 января 2020 года N Р001-8137756486-32094542, поступившем через личный кабинет Портала государственных услуг, Гладилину С.С. отказано в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" со ссылкой на нарушение процедуры предоставления указанного выше земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Не согласившись с данным отказом, административный истец обратился в суд.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 25 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 июня 2020 года, заявленные Гладиным С.С. требования удовлетворены частично: признано незаконным решение администрации городского округа Шатура Московской области об отказе Гладину С.С. в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" от 15 января 2020 года N Р001-8137756486-32094542. Суд возложил обязанность на администрацию городского округа Шатура Московской области повторно начать процедуру предоставления в аренду земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", опубликовать информацию о возможном предоставлении в аренду указанного земельного участка с предоставлением 30-дневного срока для подачи заинтересованными лицами заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. В удовлетворении требования о возложении на администрацию городского округа Шатура Московской области обязанности предварительно согласовать предоставление Гладину С.С. земельного участка на праве аренды без проведения торгов отказано.
В кассационной жалобе, поданной 16 ноября 2020 года через Шатурский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 25 ноября 2020 года, податель жалобы просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, указав на то, что администрацией городского округа Шатура Московской области при рассмотрении заявления Гладина С.С, полностью соблюдены все административные процедуры, предусмотренные действующим законодательством. Также указали, что повторно начать процедуру предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка и опубликовать информацию о возможном предоставлении в аренду указанного земельного участка с предоставлением 30-дневного срока не представляется возможным без повторного обращения гражданина, поскольку, модуль оказания услуги закрывается после получения результата услуги.
Лица, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В пункте 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 указанного Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу положений Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" распоряжение земельными участками неразграниченной собственности осуществляется органами местного самоуправления городских округов по согласованию с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Московской области.
При этом в силу части 3 статьи 2 Закона Московской области N 106/2014-ОЗ Правительство Московской области реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3).
Согласно подпункту 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года N 1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Что также следует из Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27.
Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления городских округов Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, утвержден распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19 января 2017 года N 13ВР-44.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14-39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 указанного Кодекса.
В статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, и при отсутствии предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 и статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
На основании пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Согласно пункту 3 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка или 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 39.18).
Судами при рассмотрении дела установлено, что 20 декабря 2019 года Гладин С.С. обратился в МФЦ с заявлением в администрацию городского округа Шатура Московской области (далее - администрация города Шатура, администрация, уполномоченный орган) о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", с просьбой предварительно согласовать предоставление на праве аренды без проведения торгов земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес". Информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства указанного земельного участка в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации было размещено администрацией городского округа Шатура Московской области в газете " "данные изъяты"" от 12 июля 2019 года N 27.
Решением администрации города Шатура от 15 января 2020 года N Р001-8137756486-32094542 административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в отношении земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в виду нарушения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из материалов дела следует, что имело место нарушение администрацией города Шатура положений частями 1 и 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, которое выразилось в не размещении администрацией информационного сообщения о намерении предоставления земельного участка после обращения Гладина С.С. с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", с просьбой предварительно согласовать предоставление на праве аренды без проведения торгов земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес". Также из материалов дела усматривается, что извещение о предстоящем предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства указанного земельного участка, после обращения с заявлением от 20 декабря 2019 года Гладина С.С. в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией города Шатура, не публиковалось. Публикация о предстоящем предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации имела место 12 июля 2019 года, то есть до обращения административного истца с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов.
Таким образом, публикация о предстоящем предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства испрашиваемого земельного участка подлежала размещению в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Размещение указанной информации являлось обязательным после 20 декабря 2019 года, что администрацией города Шатура выполнено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела, проект решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Гладину С.С, в том числе сведения о публикации извещения 12 июля 2019 года, направлены на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области. Соответственно решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 13 января 2020 года в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду Гладину С.С. отказано в виду нарушения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, которая, как установлено судами нижестоящих инстанций, выразилась в отсутствие публикации в соответствующем средстве массовой информации о предстоящем предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации имела место 12 июля 2019 года, то есть после обращения административного истца с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов.
Принимая во внимание изложенное, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что, решение вопроса о предоставлении Гладину С.С. земельного участка в аренду, произведено без учета требований действующего законодательства, указав, что отказ Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 13 января 2020 года в согласовании предоставления спорного земельного участка со ссылкой на нарушение процедуры предоставления земельного участка, предусмотренного статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным, и правомерно отметив, что нарушение процедуры предоставления земельного участка не может быть вменено в вину гражданину, претендующему на земельный участок, поскольку организатором и исполнителем указанной в статье 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации процедуры после обращения гражданина с заявлением является в данном случае орган местного самоуправления, а направление им проекта решения на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области являлось преждевременным.
Как указано выше, согласно принятому в Московской области нормативному регулированию именно уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением земельного законодательства и сроков, установленных Регламентами предоставления государственных услуг, обеспечивает, в том числе, опубликование извещения о предоставлении земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций правомерно, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитали необходимым возложить именно на администрацию "адрес" обязанность повторно начать процедуру предоставления в аренду земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", опубликовать информацию о возможном предоставлении в аренду указанного земельного участка с предоставлением тридцатидневного срока для подачи заинтересованными лицами заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, отказав административному истцу в удовлетворении требований о возложении на администрацию города Шатура обязанности предварительно согласовать предоставление ему земельного участка на праве аренды без проведения торгов, в связи с чем, доводы жалобы о полном соблюдении административных процедур, установленных указанными выше нормами, являются необоснованными.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов первой и апелляционных инстанций, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с требованиями действующего законодательства.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных постановлений, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам заявителя, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шатурского городского суда Московской области от 25 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Шатура Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено в день его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.