Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Палагина Ю.М. на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 24 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Палагина Ю.М. к Территориальной избирательной комиссии города Саров Нижегородской области и Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской Думы города Саров Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 об исключении кандидата в депутаты из партийного списка и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской Думы города Саров Нижегородской области от 29 июля 2020 года N 21 "О регистрации Морозова Александра Федоровича кандидатом в депутаты о регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Саров седьмого созыва по одномандатному округу N 21".
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е, полагавшей, что решение и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам
установила:
Палагин Ю.М. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований просил отменить решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской Думы города Саров Нижегородской области от 29 июля 2020 года N 21 "О регистрации Морозова А.Ф. кандидатом в депутаты о регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Саров седьмого созыва по одномандатному округу N 21" и исключить кандидата в депутаты Морозова А.Ф. из партийного списка Местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" города Сарова Нижегородской области (ВПП "Единая Россия") на участие в выборах депутатов Городской Думы города Сарова седьмого созыва. В обоснование административного иска указал, что 20 июля 2020 года Палагиным Ю.М. в Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской Думы города Саров Нижегородской области N 21 (далее - ОИК N 21) было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городской Думы города Саров Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21. Зарегистрировавшись кандидатом в депутаты Городской Думы города Саров Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 Палагину Ю.М. было выдано соответствующее удостоверение. На основании постановления Избирательной комиссии о заверении списка кандидатов от партии "Единая Россия" по одномандатным (многомандатным) избирательным округам от 20 июля 2020 года N 4/12 в качестве кандидата в депутаты по этому же округу, по партийному списку Местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" города Саров Нижегородской области, также был зарегистрирован Морозов А.Ф. Однако, партийный список "Единой России" общим собранием Саровского местного отделения партии не рассматривался и не принимался. О проведении указанного собрания члены партии не уведомлялись, в средствах массовой информации соответствующих упоминаний не было.
Следовательно, законно утвержденного списка кандидатов от партии "Единая Россия", не имеется. В связи с чем, список не мог быть направлен в НРО ВПП "Единая Россия", которая в свою очередь не могла его согласовать и направить в Территориальную избирательную комиссию города Саров Нижегородской области (далее - ТИК города Саров). По мнению Палагина Ю.М, НРО ВПП "Единая Россия" и ТИК города Саров не был согласован в установленном законом порядке муниципальный список кандидатов в депутаты Городской Думы города Саров седьмого созыва, в связи с чем, регистрация Морозова А.Ф. по партийному списку является незаконной и подлежит отмене, а Морозов А.Ф. подлежит исключению из зарегистрированного списка Саровского местного отделения ВПП "Единая Россия". Также указал, что заявление Морозова А.Ф. о согласии баллотироваться содержит недостоверные сведения, а именно, неверно указано место работы, указаны недостоверные сведения о полученном образовании и реквизитах документа об образовании, представил недействительные документы об утверждении партийных списков ВПП "Единая Россия", кроме того, Морозов А.Ф. не представил в ОИК N 21 заявление о согласии участвовать в выборах. Регистрация Морозова А.Ф. была произведена без рассмотрения его заявления, поэтому решения ОИК N 21 о регистрации Морозова А.Ф, в котором также отсутствуют сведения о месте работы Морозова А.Ф, не имеется. Палагин Ю.М. также указывал, что в городе Саров нет местного отделения ВПП "Единая Россия", имеющего статус юридического лица. У Саровского отделения партии нет печати "Единая Россия". Уполномоченный представитель партии "Единая Россия" в Сарове отсутствует. Общее собрание членов Саровского местного отделения партии об утверждении списка кандидатов в депутаты Городской Думы города Сарова седьмого созыва не проводилось. Политсовет не имеет права на принятие такого решения.
Из Саровского местного отделения документы для утверждения муниципального списка кандидатов в депутаты в НРО ВПП "Единая Россия" не отправлялись, путем тайного голосования Конференцией НРО ВПП "Единая Россия" списки не утверждались. В соответствующую Избирательную комиссию муниципального образования от уполномоченных лиц НРО ВПП "Единая Россия" документы не поступали. Протокол заседания политсовета от 13 июля 2020 года не имеет печати, изложенные в нем вопросы рассмотрены неуполномоченным органом, в НРО ВПП "Единая Россия" не направлялся. Список уполномоченных представителей избирательного объединения Местного отделения партии "Единая Россия" города Саров подписан неуполномоченным лицом, не имеет печати НРО ВПП "Единая Россия". Подтверждение принятия документов, представляемых при выдвижении избирательным объединением, выдано неуполномоченному лицу, не имевшему права на подачу данных документов в избирательную комиссию. Не представлен документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 12 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 24 августа 2020 года, в удовлетворении требований Палагина Ю.М. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 ноября 2020 года, Палагин Ю.М. просил отменить решение Саровского городского суда Нижегородской области от 12 августа 2020 года, вынести по делу новое решение, которым отменить решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской Думы города Саров Нижегородской области от 29 июля 2020 года N 21 "О регистрации Морозова А.Ф. кандидатом в депутаты о регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Саров седьмого созыва по одномандатному округу N 21" и исключить кандидата в депутаты Морозова А.Ф. из партийного списка Местного отделения ВПП "Единая Россия" города Саров Нижегородской области на участие в выборах депутатов Городской Думы города Сарова седьмого созыва. Доводы кассационной жалобы повторяют позицию, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, указывает на нарушение процедуры проведения общего собрания Саровского местного отделения партии "Единая Россия" и не соответствие сведений о месте работы кандидата в депутаты Морозова А.Ф, отраженных в решении ОИК N 21 о регистрации Морозова А.Ф. в качестве кандидата в депутаты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционною права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 февраля 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимою количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи), либо при наличии решения политической партии, названной в пунктах 16, 16.2 или 16.4 указанной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные этим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Нижегородской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области N 108-3).
Согласно пункту 2 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ закреплено, что непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата (пункт 1); законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (пункт 1.1).
Согласно частей 1, 2, 2.1 статьи 26 Закона Нижегородской области N 108-3 избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов, а избирательное объединение, являющееся политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, - списки кандидатов (часть 1). В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В муниципальном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов (часть 2). Избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным избирательным округам). Список кандидатов по одномандатным избирательным округам заверяется избирательной комиссией муниципального образования (часть 2.1).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона Нижегородской области N 108-3 решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении кандидатов в одномандатных избирательных округах, муниципального списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом, предусмотренным уставом избирательного объединения), в котором должны быть указаны: 1) число зарегистрированных делегатов (участников) съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения; 2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения; 3) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, муниципального списка кандидатов); 4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; 5) дата принятия решения.
Согласно частям 5, 6 статьи 26 Закона Нижегородской области N 108-3 избирательное объединение вправе выдвигать в одномандатных избирательных округах, в составе муниципального списка кандидатов лиц, не являющихся членами соответствующего избирательного объединения (часть 5). Решение о выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов, муниципальный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам заверяются подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения (часть 6).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 данного Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
В пункте 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированном) не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с пунктами 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 данного Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов; сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
При этом, согласно пункту 5 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично
В соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 указанного Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В части 10 указанной статьи предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Положениями части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 79 Закона Нижегородской области N 108-3.
В силу пункта "б" части 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Материалами дела установлено, что решением городской думы города Сарова Нижегородской области от 22 июня 2020 года N 47/6 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов городской Думы города Сарова Нижегородской области седьмого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов городской Думы города Сарова Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 зарегистрирован Палагин Ю.М. (административный истец по делу).
На заседании Президиума Регионального политического совета НРО ВПП "Единая Россия" 30 июня 2020 года был рассмотрен вопрос о согласовании кандидатур, представленных местным политическим советом местного отделения партии "Единая Россия" города Саров для их последующего выдвижения кандидатами в депутаты городской Думы города Саров Нижегородской области седьмого созыва на выборах, которые состоятся 13 сентября 2020 года. Так по Окружному избирательному округу N 21 согласован кандидат Морозов А.Ф.
На заседании местного политического совета местного отделения партии "Единая Россия" города Саров 13 июля 2020 года тайным голосованием Морозов А.Ф. выдвинут кандидатом в депутаты Городской Думы города Саров.
Затем 17 июля 2020 года список кандидатов в депутаты Городской Думы города Саров по одномандатным избирательным округам направлен в избирательную комиссию муниципального образования города Саров (далее - ТИК города Саров), в качестве кандидата от партии "Единая Россия" по избирательному округу N 21 указан Морозов А.Ф.
Решением ТИК города Саров от 20 июля 2020 года N 4/12 о заверении списка кандидатов в депутаты Городской Думы города Сарова седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Местным отделением партии "Единая Россия" города Сарова, в приложении к данному решению в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу N 21 указан Морозов А.Ф.
Морозов А.Ф. 21 июля 2020 года подал в ОИК N 21 необходимые документы о своем выдвижении в качестве кандидата в депутаты Городской Думы города Саров.
Решением ОИК N 21 от 29 июля 2020 года N 16/40 Морозов А.Ф. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Городской Думы города Саров седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца об отмене решения ОИК N 21 о регистрации Морозова А.Ф. в качестве кандидата в депутаты Городской Думы города Сарова седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 21, на момент принятия оспариваемого решения располагала необходимыми документами для регистрации Морозова А.Ф. кандидатом, и оснований для отказа в его регистрации не имела. Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции указал, что административный истец пропустил срок на обращение.
При этом судами установлено, что Морозов А.Ф. во исполнение требований пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться указал полные сведения о роде занятий, сообщив, что является заместителем начальника научно-исследовательского отделения по измерительной технике - начальником отдела в ФГУП " "данные изъяты"", то есть содержание заявления о согласии баллотироваться, представленное Морозовым А.Ф. в избирательную комиссию, содержит все перечисленные в законе сведения, в том числе сведения о роде занятий. Как следует из имеющейся в материалах дела справки ФГУП " "данные изъяты"", Морозов А.Ф. работает в должности заместителя начальника научно-исследовательского отделения по измерительной технике - начальника отдела.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что при проведении соответствующих процедур по выдвижению кандидата в депутаты Морозова А.Ф. выдвинувшим его политическим объединением была нарушена соответствующая процедура в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли.
Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В остальном доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой и суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Вопреки доводам заявителя, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Саровского городского суда Нижегородской области от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 24 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Палагина Ю.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме в день его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.