Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1-640/2020 по иску Костина В.Н. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области о признании незаконным решения и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области
на решение Калужского районного суда Калужской области от 23 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 16 июня 2020 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, установила:
Костина В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области (далее - УПФР в г. Калуге, пенсионный орган) о признании незаконным решения и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 23 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 16 июня 2020 г, исковые требования Костиной В.Н. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение УПФР в г. Калуге от 11 ноября 2019 г. с учетом внесенных в него изменений в части отказа зачесть Костиной В.Н. в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 1 января 1991 г. по 10 января 1992 г, с 5 апреля 1994 г. по 27 января 1996 г, с 2 июня 1997 г. по 8 июля 1997 г, с 18 сентября 1997 г. по 10 января 2001 г, с 12 января 2001 г. по 1 января 2002 г, с 22 января 2003 г. по 13 сентября 2004 г, с 1 февраля 2005 г. по 31 мая 2005 г, с 6 июня 2005 г. по 10 июня 2005 г, с 1 июля 2005 г. по 30 сентября 2014 г, с 1 октября 2014 г. по 29 января 2016 г, с 8 февраля 2016 г. по 8 июня 2017 г. и об отказе назначить Костиной В.Н. страховую пенсию по старости. На пенсионный орган возложена обязанность включить Костиной В.Н. в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды работы и назначить ей с 1 сентября 2019 г. страховую пенсию по старости.
В кассационной жалобе УПФР в г. Калуге просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30 августа 2019 г. Костина В.Н. обратилась к УПФР в г. Калуге с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и частью 2 статьи 23 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Решением пенсионного органа от 11 ноября 2019 г. Костиной В.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК). По расчету пенсионного органа страховой стаж Костиной В.Н. на дату обращения составил 9 лет 11 месяцев 8 дней, размер ИПК - 15, 798 при требуемом страховом стаже 10 лет и размере ИПК 16, 2. При этом в страховой стаж Костиной В.Н. не были зачтены следующие периоды: с 1 сентября 1979 г. по 1 июля 1982 г. - обучение в техникуме, с 1 января 1991 г. по 10 января 1992 г. - работа в Минском отделении Белоруской железной дороги в секторе дошкольных и внешкольных учреждений, с 5 апреля 1994 г. по 27 января 1994 г. - работа в домоуправлении МВВИУ, со 2 июня 1997 г. по 10 января 2001 г. - работа на производственно-коммерческом предприятии "Диринг", с 12 января 2001 г. по 30 декабря 2002 г. - работа в ООО "Медтест", с 22 января 2003 г. по 13 сентября 2004 г. - работа у индивидуального предпринимателя ФИО5, с 1 февраля 2005 г. по 31 мая 2005 г. - работа в частном производственно-торговом унитарном предприятии "Пожарное дело", с 6 июня 2005 г. по 10 июня 2005 г. - работа в домоуправлении N 1 Минской КЭЧ, с 1 июля 2005 г. по 30 сентября 2014 г. - работа в частном производственно-торговом унитарном предприятии "Пожарное дело", с 1 октября 2014 г. по 29 января 2016 г. - работа в частном торговом унитарном предприятии "Пожарное дело плюс", с 8 февраля 2016 г. по 8 июня 2017 г. - работа в государственном учреждении образования "Ясли-сад N 116" г. Минска.
В части отказа в удовлетворении требований о включении в страховой стаж периода обучения истца в техникуме с 1 сентября 1979 г. по 1 июля 1982 г. судебные постановления сторонами не обжалуются. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор в части требований Костиной В.Н. о включении в её страховой стаж вышеуказанных периодов её работы на территории Республики Беларусь, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов, периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Принимая во внимание, что спорные периоды работы на территории Республики Беларусь, являющейся, как и Российская Федерация, участником Соглашения от 13 марта 1992 г, имевшие место до 1 января 2002 г, подтверждены трудовой книжкой истца и соответствующими справками, а после указанной даты - сведениями об уплате работодателями за Костину В.Н. страховых взносов на пенсионное обеспечение, суд пришел к выводу о включении данных периодов в страховой стаж истца для назначения пенсии на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами и их правовым обоснованием.
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (статей 1, 6 Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, статей 2, 23 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. "О сотрудничестве в области социального обеспечения", статей 3, 4, 8, 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р), а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. не регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших из Республики Беларусь, поскольку при заключении договора от 24 января 2006 г. Российская Федерация и Республика Беларусь договорились об ином порядке пенсионного обеспечения, который распространяется, как на периоды страхового стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г, так и после указанной даты, противоречат положениям действующего законодательства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно статье 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. "О сотрудничестве в области социального обеспечения", назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Федерального закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 данного Федерального закона).
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" предусмотрено, что прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
Согласно статье 13 Соглашения от 13 марта 1992 г. каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения исходит из принципов, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации.
Учитывая, что спорные периоды трудовой деятельности истца проходили на территории Республики Беларусь, отказ истца от применения Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. не исключает возможность применения к данным правоотношениям Соглашения от 13 марта 1992 г, участником которого является Республика Беларусь.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Поскольку условие о включении в стаж периодов, за которые уплачивались страховые взносы, касается лишь периодов после 1 января 2002 г, при этом указанные периоды работы истца подтверждены справками об уплате работодателями страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение, доводы кассационной жалобы ответчика о том, что периоды работы после 1 января 1991 г. могут быть включены в страховой стаж только при наличии документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, являются необоснованными.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленными судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 23 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 16 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.