Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А.
судей Зюзюкина А.Н, Козловской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глазуновского района Орловской области к некоммерческому фонду по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна", Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о приостановлении деятельности, признании действий незаконными и обязании устранить нарушения
по кассационной жалобе Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 12 августа 2020 г.
по кассационной жалобе некоммерческого фонда по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна" на решение Советского районного суда г.Орла от 20 апреля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 12 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н, выслушав прокурора Лаптева О.Н, возражавшего против удовлетворения кассационных жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Глазуновского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к некоммерческому фонду по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна", Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о приостановлении деятельности и возложении обязанностей.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка деятельности Орловского филиала некоммерческого фонда по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна" (далее - Филиал, Фонд) по оказанию социальных услуг гражданам. По результатам проверки выявлены следующие нарушения федерального законодательства.
В нарушение пунктов 1, 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 N 29, несмотря на социальное обслуживание лиц, нуждающихся в оказании медицинских услуг на постоянной основе, Филиал не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В нарушение части 2 статьи 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" нормы Положения "Об Орловском Филиале Некоммерческого фонда по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая страна", утвержденного Общим собранием участников Фонда (протокол N 05/15 от 25 мая 2015 г.), не соответствуют содержанию Устава Фонда.
В нарушение пунктов 35, 37 (1), 57, 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", пожарные краны внутреннего пожарного водопровода 2 этажа не укомплектованы пожарными рукавами и вентилями, пожарные шкафы выполнены из горючих материалов, не имеющих элементов для их опломбирования и фиксации в закрытом положении; запоры на дверях эвакуационных выходов со второго этажа не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в палате N 21, тамбура палаты N 16, тамбура кабинета сестринской второго этажа; нарушены требования к размещению автоматической пожарной сигнализации в столовой, коридоре палаты N 7, холле второго этажа; руководителем организации не обеспечены механизмы для самозакрывания противопожарных дверей;
В нарушение пунктов 3.1, 3.3, 4.1, 4.2, 13.3.6 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" система оповещения и управления эвакуацией, выполненная на 2 этаже в здании объекта, находится в неработоспособном состоянии; в помещении персонала второго этажа расстояние от пожарного извещателя до вентиляционного отверстия менее 1 метра.
В нарушение пунктов 3.3, 3.9, 5.1, 6.1, 6.5, 8.5, 8.12 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" здание, в котором Филиалом осуществляется предоставление социальных услуг, не оборудовано исправным лифтом, другими устройствами для транспортирования лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; линолеум на полу в коридоре здания, в котором Филиалом осуществляется предоставление социальных услуг, имеет дефекты виде щелей, трещин, отслоений, что не допускает качественного проведения уборок с применением моющих и дезинфицирующих средств; в помещениях жилых комнат в здании недостаточное количество шкафов, количество отделений в шкафах не соответствует количеству спальных мест в комнате; количество тумбочек и стульев не соответствует количеству проживающих, не хватает тумбочки в палате N5, в изоляторе; не выделена комната личной гигиены женщин, оборудованная биде или поддоном с гибким шлангом; изолятор представлен одной комнатой на две койки, не выделены отдельные две палаты (мужская и женская); постельные принадлежности не подвергаются обработке в дезинфекционной камере по мере загрязнения, а также после выписки (смерти) проживающих.
Ссылаясь на изложенное, прокурор просил: приостановить деятельность Орловского филиала некоммерческого фонда по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна" по оказанию социальных услуг гражданам до полного устранения нарушений требований федерального законодательства, допущенные в ходе деятельности по оказанию социальных услуг; признать незаконными действия Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области по выдаче путевок и направлению лиц, страдающими психическими заболеваниями, на социальное обслуживание в Орловского филиала некоммерческого фонда по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна"; обязать Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области принять незамедлительные меры по организации надлежащего предоставления обслуживаемым в Орловском филиале некоммерческого фонда по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна" лицам социальных услуг путем направления их в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, находящимися в ведении Орловской области (с учетом заявления об изменении исковых требований).
В судебном заседании прокурор исковые требования к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в части возложения обязанности принять незамедлительные меры по организации надлежащего предоставления обслуживаемым в Филиале лицам социальных услуг путем направления их в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, не поддержал в связи с их удовлетворением.
Решением Советского районного суда г. Орла от 20 апреля 2020 г. исковые требования к Фонду удовлетворены. Суд постановилприостановить деятельность Орловского филиала некоммерческого фонда по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна" по оказанию социальных услуг гражданам до полного устранения нарушений требований федерального законодательства установленных настоящим решением.
Производство по делу по в части исковых требований к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о признании действий незаконными прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 12 августа 2020 г. решение суда первой инстанции отменено в части прекращения производства по делу в части исковых требований к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области. В указанной части по делу принято новое решение о признании незаконными действий Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области по выдаче путевок и направлению лиц, страдающими психическими заболеваниями, на социальное обслуживание в Орловского филиала некоммерческого фонда по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна". На Департамент возложена обязанность принять меры по организации надлежащего предоставления обслуживаемым в Орловском филиале некоммерческого фонда по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна" лицам социальных услуг путем направления их стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, находящиеся в ведении Орловской области. Суд постановил, что в данной части решение не подлежит исполнению.
В остальной части решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушения норм материального права.
В кассационной жалобе Фонд ставит вопрос об изменении состоявшихся по делу судебных постановлений, исключив их них указание на то, что ответчиком без специального разрешения (лицензии) осуществляется оказание медицинской помощи (оказываются медицинские услуги) лицам, получающим у ответчика социальные услуги.
Заявитель ссылается на нарушения норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1).
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2).
Под интересами законности, которые дают основания для выхода за пределы доводов кассационной жалобы, представления, по смыслу статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует, в частности, понимать необходимость проверки правильности применения судами норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых и иных правоотношений.
Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяются кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в числе которых нарушение либо неправильное применение норм процессуального права, ели оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Кассационные жалобы не содержат доводов о нарушении судом норм процессуального права о полномочиях суда апелляционной инстанции, но в интересах законности кассационный суд общей юрисдикции считает необходимым выйти за пределы доводов жалоб, указав на такое нарушение.
Вынося решение о прекращении производства по делу в части исковых требований прокурора к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области (далее-Департамент) о признании бездействий незаконным, суд первой инстанции применил аналогию закона, а именно часть 2 статьи 194, часть 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и исходил из того, что допущенные Департаментом нарушения устранены.
Отменяя решение суда о прекращении производства по делу в части исковых требований прокурора к Департаменту и принимая в указанной части новое решение, суд апелляционной инстанции не учел, что если суд апелляционной инстанции придет к выводу о том, что принятое судом первой инстанции определение (решение) о прекращении производства по делу является незаконным и (или) необоснованным, то он на основании части 1 статьи 330 и статей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменяет определение (решение) суда первой инстанции и с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 327 ГПК РФ о повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции направляет дело в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований.
Допущенное судом апелляционной инстанции нарушение является существенным, повлияло на права участвующих в деле лиц на рассмотрение их дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 12 августа 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции- в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.