Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 2-9734/2019 по иску Соснин А.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охранен здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и досрочном назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 июня 2020 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, установила:
Соснин А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода (далее также - УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охранен здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Нижегородского областного суда от 9 июня 2020 г, требования Соснина А.Г. удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ пенсионного органа в досрочном назначении Соснину А.Г. страховой пенсии по старости и обязал УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода включить в специальный стаж Соснина А.Г, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы с 1 мая 1998 г. по 30 июня 2005 г. в должности научного сотрудника группы ортопедии детей ортопедического отделения в Горьковском НИИ травматологии и ортопедии (ФГБУ "ПФМИЦ" Минздрава России); с 1 июля 2005 г. по 31 декабря 2006 г. в должности научного сотрудника в отделении нейротравмы и микрохирургии позвоночника - группе микрохирургии позвоночника в ФГУ "ННИИТО Росздрава" (ФГБУ "ПФМИЦ" Минздрава России); с 1 июля 2007 г. по 31 июля 2009 г. в должности научного сотрудника отделения нейротравмы и позвоночно-спинномозговой патологии группы позвоночно-спинномозговой патологии в ФГУ "ННИИТО Росздрава" (ФГБУ "ПФМИЦ" Минздрава России); с 1 августа 2009 г. по 15 августа 2014 г. в должности научного сотрудника отделения нейрохирургии и позвоночно-спинномозговой патологии группы позвоночно-спинномозговой патологии в ФГУ "ННИИТО Росздрава" (ФГБУ "ПФМИЦ" Минздрава России); с 18 августа 2014 г. по 31 января 2015 г. в должности научного сотрудника группы позвоночно-спинномозговой патологии в ФГБУ "ПФМИЦ" Минздрава России; а также назначить Соснину А.Г. досрочно страховую пенсию по старости в льготном исчислении, начиная с 20 апреля 2017 г.
УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода обратилось в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене названных судебных постановлений ввиду допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, которые выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20 апреля 2017 г. Соснин А.Г. обратился в УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 11 августа 2017 г..Соснину А.Г. отказано в назначении пенсии из-за отсутствия 30-летнего стажа лечебной деятельности. По расчету пенсионного органа стаж лечебной деятельности Соснина А.Г. на дату подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил 18 лет 1 месяц 26 дней.
При этом в стаж лечебной деятельности истца пенсионным органом не зачтены, в частности, периоды работы Соснина А.Г. с 1 мая 1998 г..по 30 июня 2005 г..в должности научного сотрудника группы ортопедии детей ортопедического отделения в Горьковском НИИ травматологии и ортопедии (ФГБУ "ПФМИЦ" Минздрава России); с 1 июля 2005 г..по 31 декабря 2006 г..в должности научного сотрудника в отделении нейротравмы и микрохирургии позвоночника - группе микрохирургии позвоночника в ФГУ "ННИИТО Росздрава" (ФГБУ "ПФМИЦ" Минздрава России); с 1 июля 2007 г..по 31 июля 2009 г..в должности научного сотрудника отделения нейротравмы и позвоночно-спинномозговой патологии группы позвоночно-спинномозговой патологии в ФГУ "ННИИТО Росздрава" (ФГБУ "ПФМИЦ" Минздрава России); с 1 августа 2009 г..по 15 августа 2014 г..в должности научного сотрудника отделения нейрохирургии и позвоночно-спинномозговой патологии группы позвоночно-спинномозговой патологии в ФГУ "ННИИТО Росздрава" (ФГБУ "ПФМИЦ" Минздрава России); с 18 августа 2014 г..по 31 января 2015 г..в должности научного сотрудника группы позвоночно-спинномозговой патологии в ФГБУ "ПФМИЦ" Минздрава России, поскольку должности и подразделения, в которых работал истец, не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1066, а также Списком профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 464.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Соснина А.Г. о включении данных периодов его работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, суд первой инстанции пришли к выводу о том, что спорные периоды работы истца подлежат включению в его специальный стаж в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, в том числе и в льготном исчислении, поскольку в данные периоды помимо научной деятельности он выполнял необходимый объем лечебной работы врача и на протяжении всего периода работы в институте в должности научного сотрудника фактически занимался лечебной деятельностью в отделениях хирургического профиля стационара.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган по вопросу досрочного назначения пенсии).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Однако суды при рассмотрении дела положения указанных норм закона, устанавливающих возможность досрочного назначения пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, не учли, не применили к спорным отношениям закон, подлежащий применению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанным Списком предусмотрено включение в специальный стаж работы врачей-специалистов всех наименований в учреждениях, поименованных в пунктах 1-31 раздела "Наименование учреждений" данного Списка, в календарном исчислении.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрен льготный порядок исчисления стажа:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 данных Правил.
Пункт 6 Правил исчисления периодов работы предусматривает, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном этими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Указанный в подпункте "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, содержит в качестве наименования структурного подразделения "отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка", "отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка", "патолого-анатомические отделения учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 списка, Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института)", "отделы (отделения) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенные для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов".
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
Частью 4 статьи 198 данного кодекса установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Согласно части 1 статьи 195 этого же кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими.
Данные требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции выполнены не были.
В обоснование своих возражений относительно заявленных требований ответчик ссылался на то, что ни должность, которую занимал истец в спорные периода, ни отделения, в которых он работал, не поименованы в соответствующих Списках, учреждение, в котором работал истец, одновременно являлось и медицинской, и научной организацией, при этом должность научного сотрудника во все спорные периоды была предусмотрена разделом штатного расписания "Наука" при наличии в нем также раздела "Клиника", которыми были предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала.
Суд первой инстанции в опровержение данного довода указал на доказанность истцом факта осуществления Сосниным А.Г. в названные выше периоды в отделениях хирургического профиля стационара, обосновав свой вывод представленными в материалы дела письменными доказательствами: записями в трудовой книжке истца, Уставом ФГБУ "ПФМИЦ" Минздрава России, утвержденного 16 сентября 2014 г, Положением об отделении нейротравмы и позвоночно-спинномозговой патологии, утвержденным 26 январчя 2007 г, Положением о микрохирургическом отделении (позвоночника) и нацчной группе позвоночно-спинномозговой патологии, утвержденным 1 октября 2010 г, должностными инструкциями научного сотрудника отделения и научной группы микрохирургии, научного сотрудника отделения нейротравмы и позвоночно-спинномозговой патологии и научного сотрудника группы позвоночно-спинномозговой патологии, утвержденными 2 июня 2006 г, 26 января 2007 г. и 14 января 2013 г. соответственно, справками работодателя о количестве проведенных операций.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, приведя в апелляционном определении положения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также содержание вышеназванных письменных доказательств, указала на обоснованность вывода суда первой инстанции о том, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, согласившись также с выводами суда о льготном исчислении данных периодов работы.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не проверены доводы ответчика о том, что должность истца, которую он занимал в спорные периоды (научный сотрудник), не предусмотренная Списком, была включена в раздел "Наука" штатного расписания работодателя, несмотря на наличие в нем предусмотренного Списком структурного подразделения "Клиника", его должностные обязанности были связаны с проведением научных исследований, внедрением результатов исследований, качественным оформлением и своевременным предоставлением плановой и отчетной документации, ведением медицинской документации, изучением научной литературы по специальности, то есть с научной деятельностью.
Заслуживают внимания и доводы кассационной жалобы о том, что судами при разрешении спора не дана оценка сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, представленным относительно спорных периодов работы в отношении истца без указания кода особых условий труда, в том числе с учетом норм материального права, устанавливающих порядок подтверждения стажа до и после регистрации лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Судами не принято во внимание, что согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Принимая решение о включении Соснину А.Г. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ спорные периодов его работы в должности старшего научного сотрудника, суд первой инстанции не выяснил, по какой причине работодатель при представлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Соснина А.Г. документально не подтвердил его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, не дал оценки сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательствами.
Кроме того, делая вывод о включении спорных периодов работы истца в специальный стаж в льготном исчислении, суд первой инстанции не принял во внимание, что обязательным условием для льготного исчисления стажа работа в качестве оперирующего врача-специалиста в хирургическом отделении стационара должна проходить в отделениях, поименованных в соответствующем Перечне, в течение полного рабочего дня.
В льготном порядке исчисляется, в частности, работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.
В указанном Перечне предусмотрены оперирующие врачи-специалисты всех наименований отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка, при этом перечислены конкретные виды отделений.
Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г, также было предусмотрено льготное исчисление периодов оперирующих врачей - специалистов всех наименований отделений хирургического профиля стационаров.
Согласно пунктам 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на льготную пенсию, засчитываются в календарном порядке только те периоды работы, когда она выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Таким образом, из толкования положений пунктов 4, 5 Правил и Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует, что для льготного исчисления работа в качестве оперирующего врача-специалиста в хирургическом отделении стационара должна проходить в течение полного рабочего дня.
Однако данные обстоятельства предметом исследования и оценки суда не являлись, судом не было установлено, относятся ли отделения, в которых работал истец, к числу отделений хирургического профиля стационара, перечисленных в Перечне, а также не установлен факт работы в качестве оперирующего врача-специалиста в таком хирургическом отделении стационара в течение полного рабочего дня, в том числе с учетом представленных в материалах дела сведений о том, что в спорные периоды работы истец имел внутреннее совместительство на 0, 25-0, 5 ставки.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание, что приведенные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела выполнены не были, судебная коллегия находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 июня 2020 г. подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 июня 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.