Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Матросовой Г.В, рассмотрев гражданское дело N 2-4292/2019 по иску Иваненко А.И. к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в выплате компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации инвалида, взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации инвалида, процентов за задержку выплаты данной компенсации
по кассационной жалобе Иваненко А.И.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июня 2020 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, установила:
Иваненко А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Московское областное региональное отделение ФСС России) о признании незаконным отказа в выплате компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации инвалида, взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации инвалида - аппарата на нижние конечности и туловище (ортеза) в размере 187000 руб, процентов за задержку выплаты данной компенсации за период с 16 февраля 2019 г. по 18 июля 2019 г. в размере 14782, 35 руб.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 24 июня 2019 г. исковые требования Иваненко А.И. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Московского областного регионального отделения ФСС России от 15 февраля 2019 г. об отказе в выплате Иваненко А.И. компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации инвалида - аппарата на нижние конечности и туловище (ортеза) в количестве 1 штуки; на Московское областное региональное отделение ФСС России возложена обязанность повторно рассмотреть в течение установленного законом срока заявление Иваненко А.И. о выплате компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации инвалида - аппарата на нижние конечности и туловище (ортеза) в количестве 1 штуки. В удовлетворении требования о выплате компенсации денежных средств за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации инвалида - аппарата на нижние конечности и туловище (ортеза) в количестве 1 штуки в размере 187000 руб. Иваненко А.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда от 3 июня 2020 г. решение суда первой инстанции отменено в части возложения на Московское областное региональное отделение ФСС России возложена обязанность повторно рассмотреть в течение установленного законом срока заявление Иваненко А.И. о выплате компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации инвалида - аппарата на нижние конечности и туловище (ортеза) в количестве 1 штуки и отказа в удовлетворении требований Иваненко А.И. о выплате компенсации денежных средств за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации инвалида - аппарата на нижние конечности и туловище (ортеза) в количестве 1 штуки. В этой части принято новое решение, которым с Московского областного регионального отделения ФСС России взыскана компенсация за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации инвалида - аппарата на нижние конечности и туловище (ортеза) в количестве 1 штуки в размере 128903, 98 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Иваненко А.И. ставится вопрос об изменении апелляционного определения в части размера взысканной компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации инвалида - аппарата на нижние конечности и туловище (ортеза) как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права и увеличинии размера указанной компенсации до 187000 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Иваненко А.И. является инвалидом ФИО2 группы вследствие военной травмы и имеет право на льготы, установленные законодательством для инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ для истца была бессрочно разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации N.25.50/2018, в которой ему рекомендован аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) в количестве 1 шт. (8-09-43).
ДД.ММ.ГГГГ истцом был самостоятельно приобретен аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) в количестве 1 шт. на сумму 187 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Иваненко А.И. обратился к ответчику с заявлением по вопросу выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации инвалида с предоставлением необходимого пакета документов.
ДД.ММ.ГГГГ Московским областным региональным отделением ФСС России (филиалом N 23) было принято решение об отказе в выплате истцу компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации инвалида - аппарата на нижние конечности и туловище (ортеза) в количестве 1 штуки.
В адрес Иваненко А.И. было направлено письмо, в котором сообщено об отказе в выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации со ссылкой на то, что представленный чек от 3 декабря 2016 г. на аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) в количестве 1 шт. на сумму 187 000 руб. не подлежит оплате, так как изделие было приобретено до получения индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ N.25.50/2018, а в предыдущих индивидуальных программах реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N отсутствует указание на такой вид технического средства реабилитации как аппарат на нижние конечности и туловище (ортез).
Удовлетворяя требования истца о признании незаконным решения ответчика об отказе в выплате компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации, суды руководствовались положениями статьями 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и исходили из того, что аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) приобретен истцом в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации от 8 августа 2018 г. при том, что на протяжении длительно периода времени ответчиком не исполнена обязанность по предоставлению истцу данного технического средства согласно указанной индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании в пользу компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации и возлагая на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца в течение установленного законом срока, суд первой инстанции исходил из необходимости соблюдения порядка выплаты такой компенсации, включая порядок определения её размера и информирования гражданина о размере указанной компенсации согласно законодательству.
Отменяя решения в этой части и признавая требования истца о взыскании названной компенсации частично обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда пришла к выводу о том, что суд первой инстанции, возлагая на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца в течение установленного законом срока, в нарушении части 3 статьи196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вышел за пределы заявленных требований, поскольку истец таких требований не заявлял.
Исходя из существа иска и предмета спора, поскольку по делу установлено, что ответчик незаконно отказал в выплате Иваненко А.И. компенсации, суд апелляционной инстанции удовлетворил требования истца о взыскании данной компенсации.
При этом при определении размера подлежащей взысканию в пользу истца компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации инвалида в сумме 128903, 98 руб. суд апелляционной инстанции руководствовался представленными стороной ответчика сведениями, в соответствии с которыми на дату подачи заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации (аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) 8-09-43) последней завершенной процедурной закупки являлась закупка с идентификационным ко "адрес", по результатам которой заключен и исполнен сторонами государственный контракт N от 8 октября 2019 г. на поставку аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) 8-09-43 для инвалидов в 2019 году. В соответствии с разделом 2 "Требования к техническим и к функциональным характеристикам товара" приложения N1 к контракту "Техническое задание (спецификация, график выполнения работ при наличии)" стоимость сопоставимого с приобретенным изделием реабилитации составляет 128 903, 98 руб.
Судебная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
В силу пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации в случае осуществления его закупки уполномоченным органом определяется по последнему по времени на дату подачи заявления о такой компенсации исполненному в полном объеме государственному контракту.
Однако приведенные нормы материального права судом апелляционной инстанции при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенное Ивановым А.И. техническое средство реабилитации применены не были.
Положив в основу расчета компенсации стоимость аппарата на нижние конечности и туловище (ортеза) в соответствии с заключенным и исполненным государственным контрактом от 8 октября 2019 г, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что заявление о выплате указанной компенсации было подано истцом 15 февраля 2019 г, то есть за несколько месяцев до заключения данного государственного контракта, при этом судом не было установлено в соответствии с правилами, определенными в пункте 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, какая закупка являлась технического средства реабилитации являлась последней по времени осуществления на дату обращения Иванова А.И. в Московское областное региональное отделение ФСС России с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации и стоимость аппарата на нижние конечности и туловище (ортеза) по результатам данной закупки.
Поскольку вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права судом апелляционной инстанции не установлены названные обстоятельства, являющиеся юридически значимыми для разрешения настоящего спора, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июня 2020 г. нельзя признать обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июня 2020 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.