Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством вебконференц-связи с использованием ресурса "Скайп" 21 декабря 2020 года гражданское дело по иску Медведевой Ольги Михайловны к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" об обязании сделать перерасчет и провести индексацию заработной платы, признании незаконным бездействия, взыскании денежной компенсации, выплате материальной помощи и компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Медведевой Ольги Михайловны
на решение Дмитриевского городского суда Московской области от 10 марта 2020 года по гражданскому делу N 2-792/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 июля 2020 года по гражданскому делу N 33-17126/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения истца Медведевой О.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, установила:
Медведева О.М. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (далее по тексту - ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии") об обязании сделать перерасчет и провести индексацию заработной платы, признании незаконным бездействия, взыскании денежной компенсации, выплате материальной помощи и компенсации морального вреда.
Решением Дмитриевского городского суда Московской области от 10 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 июля 2020 года, отказано в удовлетворении исковых требований Медведевой О.М.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Медведева О.М. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на наличие задолженности по заработной плате, незаконность действий ответчика по изменению в одностороннем порядке размера должностного оклада, отказа в индексации заработной платы, в соответствии с требованиями закона.
Выслушав пояснения истца, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, 4 мая 2016 года между Медведевой (до брака Жегалова) О.М. и ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" заключен трудовой договор N 32/2016, согласно которому Медведева О.М. принята на работу в контрактную службу на должность заместителя начальника, с испытательным сроком три месяца, установлена пятидневная 36-часовая рабочая неделя, рабочий день с 09.00 часов, окончание в 17.10 часов, обеденный перерыв с 13.00 часов до 14.00 часов, выходные дни: суббота и воскресенье, с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней, с должностным окладом в размере 18000 рублей в месяц, с оплатой стимулирующих и компенсационных выплат в соответствии с внутренними локальными нормативными актами работодателя, с правом работодателя выплачивать премии, в размере и в порядке, которые определяются им самостоятельно.
Согласно материалам дела, на основании заявления Медведевой О.М. от 23 марта 2018 года, с 28 марта 2018 года ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с начислением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 28 марта 2018 года по 18 июля 2019 года на срок 478 календарных дней.
На основании заявления Медведевой О.М, с 26 ноября 2018 года она досрочно приступила к работе, выйдя из отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, в связи с чем, 26 ноября 2018 года ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" с ней заключено дополнительное соглашение N 593-2/2018, которым истцу установлен режим неполного рабочего времени до достижения ребенком трех лет, согласно ежемесячным графикам работы, составленным с пожеланиями работника с учетом условий производства работодателя и работы работника, с которыми сотрудник предварительно знакомится под роспись. Начало и окончание работы, время для приема пищи и отдыха, не включаемое в рабочее время, устанавливается ежемесячными графиками работы, являющимися неотъемлемой частью трудового договора. Заработная плата выплачивается пропорционально отработанному времени. Иные условия трудового договора остались неизменными.
Как следует из материалов дела, 17 января 2019 года между Медведевой О.М. и ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" заключено дополнительное соглашение N 27/2019, которым установлено считать работодателем по трудовому договору ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии", поскольку ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" реорганизовано в форме присоединения.
Приказом ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" от 28 июня 2019 года утверждено Положение об оплате труда работников ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии", вступившее в силу с 1 августа 2019 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Медведевой О.М, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения прав истца работодателем, так как выплата заработной платы производилась с учетом установленного режима неполного рабочего времени до достижения ребенком трех лет, пропорционально отработанному времени; установление сотрудникам персонального повышающего коэффициента, стимулирующих и компенсационных выплат, единовременных премиальных выплат, материальной помощи, является правом, а не обязанностью работодателя; необходимость индексации заработной платы истца на 4, 3% согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 года 415-р "О принятии мер федеральными государственными органами, федеральными государственными учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 октября 2019 года оплаты труда работников подведомственных учреждений", отсутствует, т.к. Медведева О.М. отказалась от подписания дополнительного соглашения, в котором отражено увеличение оклада истца более чем на 4, 3%, тем самым самостоятельно лишив себя увеличения заработной платы.
Суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции, указав, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Между тем, выводы судов первой и апелляционной инстанций не основаны на подлежащих применению нормах материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны с нарушением норм процессуального права.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного, при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела принято во внимание не было.
Как следует из приказов руководителя филиала по пресноводному рыбному хозяйству ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" за период с января 2019 года по июль 2019 года, Медведевой О.М. производилось начисление и выплата заработной платы исходя из тарифной ставки (оклада) 16640 рублей, повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности - 1, 20, стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы - 15000 рублей, компенсационных выплат за расширение зоны обслуживания -13080 рублей, всего размер заработной платы составлял 40048 рублей.
В августе 2019 года Медведевой О.М. начислена и выплачена заработная плата, состоящая из оплаты по окладу без учета повышающего коэффициента, компенсационных и стимулирующих выплат.
Приказом директора ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" N 254 от 28 июня 2019 года утверждено Положение об оплате труда работников ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (далее по тексту - Положение об оплате труда от 28 июня 2019 года), который вступил в силу с 1 августа 2019 года.
В соответствии с преамбулой указанного Положения, базовым окладом является минимальный фиксированный размер оплаты труда работника учреждения за выполнение должностных (трудовых) обязанностей определенной сложности в соответствии с нормами труда за календарный месяц без учета повышающих коэффициентов, компенсационных, стимулирующих и иных выплат. Повышающий коэффициент к базовому окладу - множитель, используемый для определения размера оклада (должностного оклада) по соответствующей профессиональной квалификационной группе (ПКГ). Персональный повышающий коэффициент к оклада - коэффициент к должностному окладу работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта, стажа работы и других факторов, позволяющих определить эффективность работника. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника учреждения за выполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и иных выплат, состоящий из базового оклада, умноженного на повышающий коэффициент к базовому окладу.
Согласно разделу 2 Положения об оплате труда от 28 июня 2019 года, обеспечение повышения уровня заработной платы включает индексацию заработной платы. В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с разделом 7 данного Положения, оплата труда работников (включая руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений) из числа административно-управленческого и научно-вспомогательного персонала устанавливается в соответствии со штатным расписанием учреждения (филиала), включает оклад, установленный штатным расписанием, может включать персональный повышающий коэффициент с учетом уровня профессиональной подготовленности работника, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы и других факторов (размер персонального повышающего коэффициента - до 3, 0), стимулирующие и компенсационные выплаты, единовременные премиальные выплаты в соответствии с перечнем и критериями, предусмотренными настоящим Положением и трудовым законодательством Российской Федерации.
Персональные повышающие коэффициенты работникам административно-управленческого и научно-вспомогательного персонала стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты (за исключением гарантированных трудовым законодательством), единовременные премиальные выплаты устанавливаются руководителем учреждения (филиала) в пределах утвержденных центральному аппарату (филиалу) средств на оплату труда и при финансовой возможности учреждения (филиала).
Согласно возражениям ответчика на иск, с 1 августа 2019 года вступило в силу штатное расписание филиала, утвержденное приказом ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" N 60 от 25 апреля 2019 года, согласно которому должностной оклад заместителя начальника контрактной службы, занимаемой Медведевой О.М, установлен в размере 19968 рублей, в связи с чем, работодателем 6 сентября 2019 года в адрес Медведевой О.М. направлено дополнительное соглашение N 536/2019 от 6 сентября 2019 года об изменении должностного оклада.
Из представленного в материалы дела проекта дополнительного соглашения от 6 сентября 2019 года, предлагаемого ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" на подписание Медведевой О.М, следует, что за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере должностного оклада согласно штатному расписанию 19968 рублей, выплаты стимулирующего и компенсационного характера, доплаты не производятся. Работодатель вправе выплачивать работнику иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Указанное дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие с 1 августа 2019 года.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка законности указанного дополнительного соглашения, соответствия его локальным нормативно-правовым актам ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии", не установлен факт направления или вручения данного дополнительного соглашения работнику, обоснованности начисления Медведевой О.М. заработной платы исходя из должностного оклада в размере 18000 рублей, без учета стимулирующих и компенсационных выплат, установленных ей ранее.
Кроме того, доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства у ответчика не истребованы, в материалах дела отсутствуют.
Как установлено судом, 13 марта 2019 года Правительством Российской Федерации принято Распоряжение N 415-р "О принятии мер федеральными государственными органами, федеральными государственными учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 октября 2019 года оплаты труда работников подведомственных учреждений".
В соответствии с данным Распоряжением, на федеральные государственные органы, федеральные государственные учреждения - главных распорядителей средств федерального бюджета, в том числе в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения, возложена обязанность принять меры по увеличению с 1 октября 2019 года на 4, 3 процента обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда: работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
В силу статьи 130 Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьями 2, 130 и 134 данного Кодекса индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников, должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 913-О-О).
Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, в том числе, относящемуся к бюджетной сфере, лишить работника предусмотренной законом гарантии на индексацию заработной платы.
Основанием для проведения индексации является издание соответствующего приказа по основной деятельности учреждения, на основании нормативного правового акта, предусматривающего указанную индексацию.
В связи с чем, выводы судов первой и апелляционной инстанций о необходимости оформления увеличения заработной платы работника в связи с индексацией дополнительным соглашением к трудовому договору, от подписания которого Медведева О.М. отказалась, не основаны на требованиях закона.
При рассмотрении настоящего спора судебными инстанциями были допущены также и другие существенные нарушения норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Обращаясь с иском в суд о перерасчете заработной платы за период с 26 ноября 2018 года по 31 июля 2019 года, Медведева О.М. указала, что трудовым договором от 4 мая 2016 года ей установлен фиксированный должной оклад в размере 18000 рублей без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, в связи с чем, начисление ей заработной платы и иных выплат (повышающий коэффициент к окладу, доплата за расширение зоны обслуживания, за интенсивность и высокие результаты), исходя из оклада в размере 16640 рублей, считает не основанным на законе.
Согласно расчетным листкам, представленным в материалы дела, Медведевой О.М. ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" с ноября 2018 года по июль 2019 года расчет заработной платы производился исходя из оклада (тарифа) 16640 рублей.
Приказом директора ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" N 90 от 1 августа 2018 года утверждено Положение об оплате труда работников ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства, иных выплат и порядке предоставления материальной помощи" (далее - Положение об оплате труда от 1 августа 2018 года), которое вступило в силу с 1 августа 2018 года.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения об оплате труда от 1 августа 2018 года заработная плата выплачивается за счет средств субсидий федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также средств, полученных от приносящей доход деятельности и направленных Учреждением на оплату труда работников, в соответствии с фондом оплаты труда по занимаемой должности.
Согласно пункту 2.26 указанного Положения, расходы на оплату труда работников включают в себя следующие части: должностной оклад, повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера, иные выплаты, не являющиеся стимулирующего характера.
В силу пункта 3.12 данного Положения, расчет величины оклада работника Учреждения осуществляется в пределах средств фонда оплаты труда с учетом профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ) и уровней внутри ПКГ. Для проведения расчетов окладов работников Учреждения фиксируется расчетная величина оклада по Учреждению, каждая должность в соответствии с ПКГ отнесена к квалификационному уровню. Каждому квалификационному уровню устанавливаются коэффициенты, повышающие расчетный оклад по Учреждению (Приложение N 1).
Пунктом 3.3 Положения об оплате труда от 1 августа 2018 года, предусмотрено установление работникам повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности. Применение повышающего коэффициента к окладу образует новый должностной оклад и учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат. Размер повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности устанавливается равным 1, 00; 1, 05; 1, 10; 1, 15 и 1, 20 (с двумя знаками после запятой) в зависимости от квалификационного уровня должности, относящейся к ПКГ.
Расчет оклада работника Учреждения производится согласно формуле: оклад = тарифная ставка х повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в зависимости от квалификационного уровня (пункт 3.4 Положения).
Между тем, суд первой инстанции, разрешая иск Медведевой О.М, требование истца о перерасчете заработной платы за период с 26 ноября 2018 года по 31 июля 2019 года не рассмотрел: указанным обстоятельствам оценку не дал; положения локальных нормативных актов, действующих в период возникновения спорных отношений, не применил; не установилоснования выплаты Медведевой О.М. заработной платы, исходя из должностного оклада 16640 рублей; обоснованность изменения размера оклада, предусмотренного трудовым договором с работником в сумме 18000 рублей; соблюдения требований статей 72, 74 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующих изменение существенных условий трудового договора, влияющих на размер ее заработной платы с учетом иных выплат, производимых работодателем в спорный период времени.
Как следует из материалов дела, от указанных требований истец не отказывалась.
Суд апелляционной инстанции, не дал оценки доводам Медведевой О.М. в апелляционной жалобе об отсутствии в решении суда выводов по ее требованию о взыскании задолженности по заработной плате за период с 26 ноября 2018 года по 31 июля 2019 года, отсутствии принятого судом решения в данной части, суждений по ним не высказал.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора выполнены не были. Также ими не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
С учетом изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Дмитриевского городского суда Московской области от 10 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 июля 2020 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Дмитриевский городской суд Московской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.