Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника генерального директора акционерного общества "Верещагинская МО АЗС" Никитина Алексея Владимировича - Ромашова П.А. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 13 июня 2019 года N 318, решение Свердловского районного суда г. Перми от 12 февраля 2020 года и решение судьи Пермского краевого суда от 21 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества "Верещагинская МО АЗС" Никитина Алексея Владимировича, установил:
постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 13 июня 2019 года N 318, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда г. Перми N 12-100/2020 от 12 февраля 2020 года и решение судьи Пермского краевого суда N 7-516/2020 от 21 мая 2020 года, генеральный директор акционерного общества "Верещагинская МО АЗС" (АО "Верещагинская МО АЗС", общество) Никитин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Никитина А.В. просит отменить судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Дело, истребованное по жалобе защитника Никитина А.В, поступило в кассационный суд 28 августа 2020 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Экологическая информация должна быть полной и достоверной. Достоверной является заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы и другие лица. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Полной считается информация, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.
Согласно статье 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ" утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ.
В силу пункта 4 указанных Правил, организации имеющие опасные производственные объекты, обязаны, в том числе, немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов" утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Планом должны предусматриваться - организация управления, связи и оповещения.
Во исполнение указанных Правил Министерством природных ресурсов Российской Федерации издан Приказ от 03 марта 2003 года N 156 "Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации", который содержит требования к лицам, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предоставлять информацию в соответствующие территориальные органы в случаях аварийных разливов.
Согласно пункту 3 Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).
Как следует из материалов дела, 21 января 2016 года было зарегистрировано акционерное общество "Верещагинская МО АЗС", генеральным директором которого назначен Никитин А.В.
Собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", является АО "Верещагинская МО АЗС".
На основании решения заместителя прокурора Верещагинского района от 03 апреля 2019 года прокуратурой Верещагинского района Пермского края организована проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха на предприятии по указанному выше адресу с привлечением специалистов Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, специалистов администрации Верещагинского муниципального района Пермского края, сотрудников МО МВД России "Верещагинский".
Основанием проверки послужили обращения жителей в ЕДДС Верещагинского муниципального района Пермского края о сильных запахах сероводорода в районе деятельности предприятия, расположенного по адресу: "данные изъяты".
В ходе проверки установлено, что на земельном участке, принадлежащем обществу "Верещагинская МО АЗС" на праве собственности, находится промышленный объект, на территории которого имеются шесть емкостей для хранения нефтепродуктов, объемом 700 куб.м, а также малогабаритная установка стабилизации углеводородов МУС-1.
При осмотре 03 апреля 2019 года территории промышленной площадки по адресу: "данные изъяты" установлены разливы нефтепродуктов, в том числе:
Разлив 1. Разлив вещества темного цвета на почве, со стойким запахом нефтепродуктов, периметр границ разлива 119 м, площадь разлива - 847 кв.м;
Разлив 2. Разлив вещества темного цвета на почве, со стойким запахом нефтепродуктов, площадь разлива - 4 кв.м;
Разлив 3. Разлив вещества темного цвета на почве, со стойким запахом нефтепродуктов, площадь разлива - 6 кв.м.
Согласно заключению по результатам отбора проб на границе промышленной площадки концентрация предельных углеводородов С1-С5 составила 3500 куб.м, что превышает гигиенические нормативы качества населенных мест более чем в 18 раз, концентрация углеводородов С6-С10 составила более 150 мг/куб.м, что превышает гигиенические нормативы качества населенных мест более чем в 3 раза.
Из объяснений директора общества "Верещагинская МО АЗС" Никитина А.В. следует, что об обнаруженном разливе нефтесодержащей жидкости ему стало известно 18 марта 2019 года со слов сотрудника охраны вышеназванного объекта, который позвонил ему по телефону в вечернее время. В ходе осмотра 19 марта 2019 года Никитин А.В. установил, что причиной разлива нефтесодержащей жидкости из системы трубопроводов резервуарного парка послужил прорыв задвижки в нижней насосной, которая необходима для слива/налива нефтепродуктов. Прорыв задвижки произошел из-за изношенности системы и перепадов температуры воздуха. С целью недопущения распространения разлива на территорию и за территорию объекта установлены песчаные заграждения (валы). О сложившейся ситуации Никитин А.В. не уведомил контролирующие органы и органы местного самоуправления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды вынесено постановление N 318 от 13 июня 2019 года, которым генеральному директору АО "Верещагинская МО АЗС" Никитину А.В. вменяется в вину нарушение положений Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". В связи с чем Никитин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей за несоблюдение природоохранного законодательства, выраженное в отсутствие передачи информации об аварийных выбросах в атмосферный воздух при возникновении аварийной ситуации на промышленной площадке по адресу: "данные изъяты", а именно разливе нефтесодержащей жидкости на почву.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, оценив которые и установив, что директором нарушены экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области окружающей среды, руководствуясь Правилами организации мероприятий по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240, Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 03.03.2003 N 156 "Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации", должностное лицо и суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях директора состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ. Оснований для иной оценки выводов судов и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется. Действия директора АО "Верещагинская МО АЗС" Никитина А.В. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель не оспаривает сам факт разлива нефтепродуктов, произошедший 18 марта 2019 года на территории предприятия, расположенного по адресу: "данные изъяты"
Принимая обжалуемые акты, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Пермского края и судебные инстанции сочли, что директор общества "Верещагинская МО АЗС" имел возможность обеспечить выполнение установленных законодательных требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но Никитиным А.В. не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и предупреждению последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Должностное лицо дало верную оценку действиям генерального директора АО "Верещагинская МО АЗС" Никитина А.В. и обоснованно признало его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в соответствии с требованиями закона.
Утверждение заявителя об отсутствии события правонарушения является несостоятельным, поскольку факт разлива нефтесодержащей жидкости подтвержден материалами проверки, что не оспаривалось Никитиным А.В. в объяснениях, данных им в ходе проведения проверки, так и не оспаривалось защитниками Никитина А.В. в ходе рассмотрения настоящего дела.
Довод жалобы об отсутствии во вменяемом деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, не нашел своего подтверждения.
Объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют, в том числе деяния, выразившиеся в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.
Объектом правонарушения предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других, связанных с ним прав.
Под экологической информацией, по смыслу статьи 8.5 КоАП РФ, подразумевается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
В ходе производства по делу установлен факт непредставления генеральным директором АО "Верещагинская МО АЗС" информации о разливе нефтесодержащей жидкости, о котором ему стало известно 18 марта 2019 года.
В связи с этим приведенное в жалобе утверждение о том, что в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, является необоснованным.
Состав административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий, либо вреда.
Должностному лицу необходимо сообщать именно о факте разлива нефти, независимо от наступления вредных последствий, с целью осуществления контрольными уполномоченными органами за ликвидацией разлива и последствий его негативного воздействия на окружающую среду.
Вопреки доводам жалобы наличие или отсутствие превышения установленных ПДК углеводородов не влияет на квалификацию бездействия Никитина А.В, которое выразилось в несообщении информации в государственный орган надзора и контроля о возникшей 18 марта 2019 года аварийной ситуации в результате разлива нефтепродуктов.
Вопреки доводам жалобы из заключения по результатам отбора проб на границе промышленной площадки следует, что концентрация предельных углеводородов С1-С5 составила 3500 мг/куб.м, что превышает гигиенические нормативы качества населенных мест более чем в 18 раз, концентрация углеводородов С6-С10 составила более 150 мг/куб.м, что превышает гигиенические нормативы качества населенных мест более чем в 3 раза.
Измерения, проведенные ООО "Экологическая лаборатория", не опровергают достоверность измерений КГБУ "Аналитический центр".
Довод жалобы об отсутствии причинно-следственной связи между разливом нефти и загрязнением окружающей среды не влечет удовлетворение жалобы, поскольку Никитину А.В. вменяется факт несообщения о разливе нефтесодержащей жидкости, что влечет ответственность, предусмотренную ст. 8.5 КоАП РФ.
Ссылки заявителя на отсутствие у экологической инспекции полномочий по составлению протокола об административном правонарушении, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно положению о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2012 N 212-п государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный экологический надзор, который включает в себя, в том числе государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с названным положением инспекция в пределах своих полномочий осуществляет государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (п. 3.1.3.); в установленном законодательством порядке в рамках своей компетенции по государственному экологическому надзору имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (п. 4.1.5).
Довод жалобы о том, что судами не удовлетворены заявленные стороной защиты в ходе рассмотрения дела ходатайства является необоснованным, поскольку в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ заявленные ходатайства были рассмотрены, в их удовлетворении было отказано с указанием мотивов таких решений, принятие решения об удовлетворении ходатайства относится к усмотрению судей с учетом конкретных обстоятельств дела. Отказ в их удовлетворении мотивирован и обоснован, в связи с чем не повлиял на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела. Несогласие с результатом рассмотрения ходатайств само по себе не свидетельствует о нарушении прав лица, его заявившего.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, являлись предметом проверки двух судебных инстанций, были проверены в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Несогласие заявителя с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, все представленные доказательства верно оценены должностным лицом и судами по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, в их совокупности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемого постановления и решений, не установлено, неустранимые сомнения в виновности генерального директора АО "Верещагинская МО АЗС" Никитина А.В. в совершении предъявленного правонарушения отсутствуют. Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судей при принятии решений по настоящему делу, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьями не нарушен.
Постановление о привлечении Никитина А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могут повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 13 июня 2019 года N 318, решение Свердловского районного суда г. Перми от 12 февраля 2020 года и решение судьи Пермского краевого суда от 21 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества "Верещагинская МО АЗС" Никитина Алексея Владимировича оставить без изменения, жалобу защитника генерального директора акционерного общества "Верещагинская МО АЗС" Никитина А.В. - Ромашова П.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя Седьмого
кассационного суда общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.