Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника Челябинского отделения филиала "Уральский территориальный округ" федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный экологический оператор" - "данные изъяты" на постановление мирового судьи судебного участка N 4 Центрального района города Челябинска от 19 августа 2019 года, решение судьи Центрального районного суда города Челябинска от 22 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами" "РосРАО", установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N4 Центрального района города Челябинска N 3-394/2019 от 19 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Челябинска N 12-721/2019 от 22 ноября 2019 года, Федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами" "РосРАО" (ФГУП "РосРАО") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Приказом Госкорпорации "Росатом" от 25 марта 2020 года ФГУП "РосРАО" переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный экологический оператор" (ФГУП "ФЭО").
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Челябинского отделения филиала "Уральский территориальный округ" ФГУП "ФЭО" - "данные изъяты" действующий на основании доверенности, выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Также с жалобой ее подателем представлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, правовых оснований, к рассмотрению которого не имеется, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу акты, состоявшиеся по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе, поступило в кассационный суд 27 октября 2020 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 21.02.1998 N 28-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 9 Закона N 28-ФЗ предусмотрено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
В Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 N 1311-р под номером 62 включено ФГУП "РосРАО".
В целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, Советом Министров - Правительством Российской Федерации 1 марта 1993 года принято постановление N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178).
Пунктом 2 Постановления Правительства от 1 марта 1993 года N 178 установлены зоны действия локальных систем оповещения:
в районах размещения ядерно и радиационно-опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2, 5 км вокруг объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N 376 от 25 июля 2006 года утверждено Положение о системах оповещения населения (далее - Положение о системах оповещения населения).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка убежища создаются, в том числе, для работников наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категориям по гражданской обороне.
Из протокола об административном правонарушении от 24 июня 2019 года следует, что 07 июня 2019 года в 11 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки выявлены нарушения требований гражданской обороны, а именно: в нарушение положений пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; пунктов 1-4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"; Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России N 42, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N 376 от 25.07.2006; Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687; СП 134.13330.2012. Свод правил. Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования"; СП 133.13330.2012. Свод правил. "Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях", ФГУП "РосРАО" не создана локальная система оповещения на особо радиационно опасном объекте в радиусе 5 км. вокруг объекта, последствия аварии на котором выходят за пределы объекта и создают угрозу жизни и здоровью людей, а именно предприятием не разработано и не согласовано с ГУ МЧС России по Челябинской области техническое задание на создание локальной системы оповещения, не разработан и не согласован проект на создание локальной системы оповещения, отсутствует приказ руководителя о создании приемочной комиссии, не разработан план работы приемочной комиссии, отсутствует акт приемки, паспорт, приказ о вводе в эксплуатацию локальной системы оповещения;
в нарушение положений с. 2, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", ст. 1, 2, 3, 7, 10, 12, 13 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", СНиПа 2.01.51-90 от 01.09.1990, Приказа МЧС РФ N687 от 14.11.2008, Приказа МЧС РФ N583 от 15.12.2002, не обеспечено укрытие работников наибольшей работающей смены предприятия в защитном сооружении гражданской обороны (ЗС ГО) - убежище, а именно не осуществляется создание (строительство) объектов гражданской обороны.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судьи пришли к обоснованному выводу о виновности ФГУП "РосРАО" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение правил эксплуатации объектов гражданской обороны, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии у юридического лица обязанности по созданию локальной системы оповещения являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что ФГУП "РосРАО" является лицом, включенным в Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. Положениями пункта 3 статьи 9 Закона N 28-ФЗ на такие организации возлагалась обязанность создания и поддержания в состоянии готовности локальных систем оповещения. Данное требование закона предприятием не выполнено.
При проведении проверки было выявлено, что предприятие эксплуатирует опасный производственный объект, а именно: пункт хранения радиоактивных отходов Челябинского отделения филиала "Уральский территориальный округ" ФГУП "РосРАО".
При изучении паспорта безопасности опасного объекта, было установлено, что размер зоны действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций составляет 3 116 кв.м, возможное количество погибших среди персонала - 5 человек.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством организации, в ведении которых находятся радиационно опасные объекты, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, должны создавать локальные системы оповещения, отвечающие предъявленным требованиям.
Документы, подтверждающие создание локальной системы оповещения не представлены.
Ссылки заявителя на установление третьей категории потенциальной радиационной опасности, на отсутствие опасности для населения, проживающего рядом с территорией ФГУП "РосРАО", в случае аварии, наличие внутриобъектовой системы оповещения, органа повседневного управления (дежурно диспетчерская служба - служба мониторинга и оперативного реагирования), вопреки позиции подателя жалобы, не исключали обязанности создания локальной системы оповещения. Иная редакция закона, не вступившая в законную силу на момент проведения проверки, от соблюдения нормативного требования юридическое лицо, включенное в Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, не освобождала.
В связи с изложенным, действия ФГУП "РосРАО" правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.7 КоАП РФ. Оснований ставить под сомнение установленные обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ФГУП "РосРАО" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, направлены на переоценку обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес ФГУП "РосРАО" в установленном законом порядке.
Нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу не допущено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела в городском суде в судебных заседаниях участвовал защитник ФГУП "РосРАО". Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Центрального района города Челябинска от 19 августа 2019 года, решение судьи Центрального районного суда города Челябинска от 22 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами" "РосРАО" оставить без изменения, жалобу защитника Челябинского отделения филиала "Уральский территориальный округ" федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный экологический оператор" - "данные изъяты" - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.