Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу Белоногова Сергея Викторовича на вступившие в законную силу постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от 10 февраля 2020 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2020 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица директора филиала акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногова Сергея Викторовича, установил:
постановлением главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от10 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2020 года, решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 года, должностное лицо - директор филиала акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногов Сергей Викторович (далее - Белоногов С.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Белоногов С.В. выражает несогласие с указанными выше актами, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 названного Кодекса).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Как следует из пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 упомянутого закона).
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из представленных материалов следует, что АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе, директором которого является Белоногов С.В, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 17.08.2018 года N89-15.01.00.001-Р-РСВХ-С-2018-05414/00 (далее решение) предоставлен в пользование водный объект - протока Нгарка-Вэло-Яха (бассейн реки Надым) для сброса сточных и (или) дренажных вод со сроком пользования с 17.08.2018 года по 13.07.2023 года и находится в пределах водохозяйственного участка 15.03.00.001 Надым (п.3.1 раздела 3 Решения).
При получении результатов учета сточных (дренажных) вод за 3 квартал 2019 года предоставленных АО "Ямалкоммунэнерго" было установлено, что в нарушение требований части 4 статьи 35, части 6 статьи 56 Водного кодекса РФ, установлен факт превышения АО "Ямалкоммунэнерго" в период с 01 июля 2019 года по 30 сентября 2019 года допустимой концентрации (максимального содержания) загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных, в том числе дренажных водах (ВПК полн. - в 8, 5 раз, ионы аммония - в 52, 6 раз, хлорид-анион - в 1.3 раза, нитрит -анион в 5, 6 раз, нитрат -анион в 1, 2 раза, фосфор -фосфат- в 49, 8 раз, сухой остаток в 1, 1 раза и марганец в 2, 15 раза.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора филиала общества в Надымском районе к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду наличия в обжалуемых актах выводов о допущенном обществом превышении максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах над установленными нормативами допустимого сброса, превышении нормативов допустимого воздействия, установленных на названный водный объект, в указанный период месяцы по ряду вышеприведенных загрязняющих веществ.
Приведенные обстоятельства, выявленные департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в порядке пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проверке представленных обществом исходных данных, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по данному делу, подтверждаются собранными доказательствами, исследованными и оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д.2-4), сведениями полученных в результате учета качества сточных и (или) дренажных вод за 3 квартал 2019 года предоставленных АО "Ямалкоммунэнерго" (л.д.11), копией решения департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 17.08.2018 (л.д.5-110), копией приказа N1-ЛС от 01.01.2012 года, должностной инструкцией Директора Филиала АО "Ямалкоммунэнерго" (л.д.14-17) и иными материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Белоногова С.В. квалифицированы по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению природоохранного законодательства.
АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе ЯНАО, директором которого является Белоногов С.В, осуществляло пользование водным объектом (протока Нгарка-Вэло-Яха (бассейн реки Надым)) с целью сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 17.08.2018 года N89-15.01.00.001-Р-РСВХ-С-2018-05414/00, в связи с чем, являясь водопользователем, при сбросе сточных вод ему надлежало соблюдать нормы действующего законодательства и не допускать оказания прямого или косвенного негативного воздействия на окружающую среду.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности судьи пришли к обоснованным выводам о виновности Белоногова С.В. в совершении вменяемого ему правонарушения.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что указанное лицо имело возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты в обжалуемых актах и не ставят под сомнение наличие в деянии Белоногова С.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормами которой установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
По результатам рассмотрения дела и жалоб сделан правильный вывод о необоснованности суждения заявителя о том, что несвоевременное производство работ по реконструкции и модернизации канализационных очистных сооружений, нарушение допущенные подрядной организацией не могут повлечь вывода об отсутствии вины директора филиала акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в допущенном административном правонарушении.
Доводы, приведенные в жалобе об отсутствии умысла на совершение правонарушения и отсутствие состава правонарушения были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты в обжалуемых актах и не ставят под сомнение наличие в деянии должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормами которой установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
С выводами должностного лица и предыдущих судебных инстанций нет оснований не согласиться, оснований для переоценки обстоятельств дела не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления административного органа и судебных решений, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от 10 февраля 2020 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2020 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица директора филиала акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногова Сергея Викторовича оставить без изменения, а жалобу Белоногова С.В. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.