Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Тимофеева Валерия Степановича на вступившие в законную силу постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 21 мая 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 09 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тимофеева Валерия Степановича, установил:
постановлением судьи Пермского районного суда Пермского края от 21 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 09 июля 2020 года, Тимофеев В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 года 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Тимофеев В.С, поставив вопрос об изменении названных судебных актов в части назначенного административного наказания, фактически указывает на необъективное рассмотрение его дела судебными инстанциями и просит проверить вышеуказанные постановление и решение, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предмет их законности и обоснованности.
Изучение в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доводов жалобы и приобщенных к ней материалов дела, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В силу пункта 1.5 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 21 января 2020 года, в 10 часов 45 минут, на автодороге Западный обход г. Перми со стороны г. Краснокамска в направлении улицы Шоссе Космонавтов, водитель Тимофеев В.С, управляя автомобилем марки "Volvo-FH-Truck" государственный регистрационный знак "данные изъяты", в нарушение пунктов 1.5, 10.1 Правил Дорожного движения РФ, не обеспечил возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, не учел дорожных и метеорологических условий, при возникновении опасности для движения не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, в результате чего совершил столкновение с движущимся в попутном направлении автомобилем марки "ВАЗ-219110", государственный регистрационный знак "данные изъяты", под управлением водителя "данные изъяты" в результате чего, водителю "данные изъяты" и пассажиру "данные изъяты" причинены травмы, которые квалифицируются, как вред здоровью средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья на срок более 21 дня.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 51), протоколом осмотра места совершения административного правонарушения, схемой места ДТП, фототаблицей (л.д.8-11, 7); сообщениями из медицинского учреждения (л.д. 35, 38, 41); протоколами о направлении водителей Тимофеева В.С, "данные изъяты" на медицинское освидетельствование на состояние опьянение от 21.01.2020 (л.д.15, 17); сведениями о водителях, транспортных средствах, участвовавших в ДТП, пострадавших (л.д. 5, 6); письменным объяснением "данные изъяты" (л.д.12); письменным объяснением Тимофеева В.С. (л.д.13); объяснением потерпевшей "данные изъяты" (л.д. 27); заключением эксперта N 231 от 22.01.2020 (л.д.44-45); заключением эксперта N 277 доп/252 от 20.04.2020 (л.д.55-56) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда, а также судья областного суда при рассмотрении дела пришли к обоснованному выводу о виновности Тимофеева В.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
Доводы жалобы относительно назначения Тимофееву В.С. административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами отмену или изменение постановления судьи районного суда не влекут в связи со следующим.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
На основании части 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Назначенное Тимофееву В.С. административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения, личности виновного, а также характеру причиненного вреда и тяжести наступивших последствий. При определении Тимофееву В.С. вида и размера административного наказания судья районного суда верно установили проанализировал обстоятельства совершения указанным лицом административного правонарушения, учел характер совершенного правонарушения, личность виновного, повторное совершения однородного правонарушения в течение года, и пришел к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
По смыслу действующего закона об административных правонарушениях, невыполнение предписаний пункта 10.1 Правил дорожного движения расценивается как грубое нарушение порядка пользования специальным правом, поскольку представляет собой исключительную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, что в соответствии с частью 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для назначения наказания в виде лишения этого права.
Так как Тимофеев В.С. управляя автомобилем, являющимся источником повышенной опасности, допустил грубое нарушение Правил дорожного движения, создающее опасность для участников дорожного движения, которое повлекло причинение "данные изъяты" вреда здоровью средней тяжести, в связи с чем, назначение ему иного вида наказания, не связанного с лишением специального права, с учетом всех изложенных в жалобе обстоятельств, не обеспечивает достижения цели административного наказания - предупреждения совершения нового административного правонарушения, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Оснований для признания назначенного Тимофееву В.С. административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и смягчения наказания, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Обстоятельства, на которые указывает заявитель жалобы, в том числе, что Тимофеев В.С. работает в должности водителя в АО ТЭФ "Камастрой", изменение назначенного Тимофееву В.С. вида наказания не влекут, поскольку назначенное Тимофееву В.С. наказание определено в пределах санкции части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не является максимальной мерой данного вида наказания. Кроме того обстоятельства, на которые ссылается в жалобе заявитель, не предусмотрены законом в качестве оснований, препятствующих назначению наказания в виде лишения права управления транспортным средством.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Орджоникидзевского районного суда города Перми от 19 ноября 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 24 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Баяновой Марии Александровны оставить без изменения, жалобу Баяновой Марии Александровны - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.