Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2021 г. по делу N 16-434/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу Отконова Андрея Николаевича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 декабря 2019 года N 072/04/7.30-299/2019, решение судьи Центрального районного суда города Тюмени от 11 августа 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 09 сентября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области, члена аукционной комиссии Отконова Андрея Николаевича, установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 декабря 2019 года N 072/04/7.30-299/2019, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 11 августа 2020 года и решением судьи Тюменского областного суда от 09 сентября 2020 года, член аукционной комиссии, начальник отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области Отконов А.Н, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Отконов А.Н. выражает несогласие с постановлением должностного лица, решением судьи районного суда и решением судьи областного суда, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее Тюменское УФАС, административный орган), уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Отконовым А.Н. жалобы, возражений на жалобу не представлено.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Распоряжением Правительства Тюменской области "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков Тюменской области" N2518-рп от 27.12.2013 Управление государственных закупок Тюменской области уполномочено на создание комиссий по осуществлению закупок путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и определение порядка работы аукционной комиссии, конкурсной комиссии, котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.
Приказом начальника Управления государственных закупок Тюменской области N 80-ОД от 18.12.2013 "Об утверждении положения об аукционной комиссии по осуществлению закупок путем проведения электронных аукционов", уполномоченным органом утверждено Положение об аукционной комиссии по осуществлению закупок путем проведения аукционов (далее - Положение). Согласно п.2.1 Положения, аукционная комиссия создается на период определения поставщика в соответствии с решением (приказом) Управления государственных закупок Тюменской области. Персональный состав аукционной комиссии, в том числе председатель аукционной комиссии, утверждаются решением (приказом) Управления государственных закупок Тюменской области до опубликования извещения о проведении электронного аукциона.
Решением начальника Управления государственных закупок Тюменской области о проведении определения поставщика способом - аукцион в электронной форме NАЭ-5852/18, создана аукционная комиссия для проведения электронного аукциона NАЭ-5852/18, приложением N1 к решению утвержден состав комиссии, в состав которой в качестве члена аукционной комиссии включен начальник отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области Отконов Андрей Николаевич
Отконов А.Н. - начальник отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области, включен в состав аукционной комиссии по электронному аукциону на выполнение работ по капитальному ремонту поликлиники ГБУЗ ТО "Областная больница N3" (г. Тобольск), расположенной по адресу: "данные изъяты" в качестве члена аукционной комиссии.
Согласно приказу Управления государственных закупок Тюменской области от 07.03.2013 N31-лс Отконов А.Н. занимает должность начальника отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области.
Свои должностные обязанности начальник отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области осуществляет на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы N7/1 от 07.12.2015г, а также на основании должностного регламента начальника отдела организации закупок, утвержденного 07.12.2015г.
В обязанности начальника отдела организации закупок входит, в том числе организация деятельности аукционных, конкурсных, котировочных комиссий, комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и участие в их заседаниях в качестве члена комиссии в соответствии с решениями о проведении закупки (абз.16 п.3.1.2 должностной инструкции)
В соответствии с п.3.3.1 должностного регламента, начальник отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области несет ответственность, в том числе, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе NАЭ-5852/18 от 24.12.2018 года, в рассмотрении первых частей заявок принимал участие, в том числе Отконов А.Н. - член аукционной комиссии, который принял решение о допуске участников, подавших заявки с идентификационными номерами N126 и N189 к участию в электронном аукционе (реестровый номер закупки "данные изъяты") на выполнение работ по капитальному ремонту поликлиники ГБУЗ ТО "Областная больница N3" (г. Тобольск), расположенной по адресу: "данные изъяты" тогда, как указанным участникам надлежало отказать в допуске к участию в электронном аукционе, по основания, предусмотренным п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, Отконову А.Н, как должностному лицу в значении, предусмотренном статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо при рассмотрении дела, судья районного суда и судья областного суда при рассмотрении жалоб на постановление пришли к выводу о наличии в действиях должностного лица Отконова А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Судьями установлено и следует из материалов дела, что 04.12.2018 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте единой информационной системы http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона, с реестровым номером закупки "данные изъяты"
На участие электронном аукционе были поданы заявки от 4 участников закупки с идентификационными номерами: 126, 189, 142, 9.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе NАЭ-5852/18 на выполнение работ по капитальному ремонту поликлиники ГБУЗ ТО "Областная больница N3" (г. Тобольск), расположенной по адресу: "данные изъяты" от 24.12.2018 (далее - протокол), следует, что заявки участников с идентификационными номерами 126 и 189 были допущены к участию в электронном аукционе; заявкам с идентификационными номерами 142, 9 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Исследовав документацию о проведении электронного аукциона NАЭ-5852/18 на выполнение работ по капитальному ремонту поликлиники ГБУЗ ТО "Областная больница N3" (г. Тобольск), расположенной по адресу: "данные изъяты" (далее - аукционная документация), установлено следующее.
Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены п.3.2.1 раздела 3.2 главы 3 документации электронного аукциона NАЭ-5852/18 в следующем виде:
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы, на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) При осуществлении закупки на выполнение работ, для выполнения которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или из группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона N44-ФЗ);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящего раздела может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставки которого заключается контракт.
В разделе 3.2.2 главы 3 документации электронного аукциона NАЭ- 5852/18 содержится инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, в следующем виде:
Участнику закупки при описании материалов, используемых при выполнении работ необходимо руководствоваться инструкцией, указанной в приложении N1 к документации "Описание объекта закупки" (Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ).
При рассмотрении первых частей заявок участников закупок, закупочная комиссия не учитывает требования к описанию характеристик (показателей) товара в составе заявок на участие в закупке, если установлено, что такие характеристики (показатели) товара являются необъективными, некорректными, неверными и ведут в необоснованному отклонению заявок на участие в закупке.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе участникам закупки необходимо дать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, без указания вышеуказанных слов, символов, словосочетаний. Требования к значению показателя товара, установленного со знаком """ означают требование заказчика об указании значения показателя менее установленного значения, не включая указанное значение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Приказом Росстандарта от 18.11.2014 N 1639-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ 22689-2014. Межгосударственный стандарт. Трубы и фасонные части из полиэтилена для систем внутренней канализации. Технические условия".
Согласно п. 4.1.2. ГОСТ 22689-2014 минимальная толщина стенки для серии труб 12, 5 с номинальным наружным диаметром 110 мм должна составлять 4, 2 мм.
Вместе с тем, заказчик в п.94 приложения N1 аукционной документации установилзначение "Минимальная толщина стенки Не "3, 4 мм".
Из изложенного следует, что, участники закупки могут указать такие требуемые значения показателя "Минимальная толщина стенки" товара "Трубопроводы канализации тип 1", которые будут соответствовать аукционной документации (положениям инструкции, описанию объекта закупки), но не соответствовать требованиям ГОСТ 22689-2014 по указанному товару.
Изучив п.94 первых частей заявок N126 и N189, в части указания конкретных показателя товара "Трубопроводы канализации тип 1", установлено, что характеристика товара "Минимальная толщина стенки" для серии труб 12, 5 с номинальным наружным диаметром 110 мм в обеих заявках составляет 3, 8 мм.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 22689-2014 минимальная толщина стенки труб диаметром 110 мм серии 12, 5 составляет 4, 2 мм.
Поскольку заказчиком в п.94 "Трубопроводы канализации тип 1" приложения N1 аукционной документации при установлении требований к показателям товаров и их значениям использовался ГОСТ 22689-2014, аукционная комиссия также была обязана проверить первые части заявок участников на соответствие данному ГОСТу.
Таким образом, в заявках участников закупки с идентификационными номерами: 126 и 189 содержалась недостоверная информация в части указания конкретных показателей товара "Трубопроводы канализации тип 1", что является основанием для принятия аукционной комиссией решения об отказе в допуске участника закупки, подавшего такую заявку к участию в аукционе.
При таких обстоятельствах, первые части заявок с идентификационными номерами N126 и N189 на участие в электронном аукционе NАЭ-5852/18 содержали недостоверные сведения о характеристиках товара, используемого при выполнении работ, следовательно, аукционная комиссия неправомерно приняла решение о допуске таких участников к участию в электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту поликлиники ГБУЗ ТО "Областная больница N3" (г. Тобольск), расположенной по адресу: "данные изъяты"
Таким образом, материалами административного дела подтверждается нарушение аукционной комиссией Управления государственных закупок Тюменской области части п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, которое выразилось в принятии решения о допуске к участию в электронном аукционе NАЭ-5852/18 участников, заявки которых содержали недостоверные сведения о характеристиках товара, используемого при выполнении работ, и которым должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии в действиях членов аукционной комиссии события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судьи пришли к верному выводу о виновности Отконова А.Н. в совершении административного правонарушения. Указанные выводы сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые были оценены в их совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Все доводы, приведенные в жалобе, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Отконова А.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности должностного лица Отконова А.Н. не имеется. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено Отконову А.Н. в соответствии с санкцией части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобам на постановление должностного лица, решение судьи районного суда, дело проверено в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения. Оснований для переоценки выводов нижестоящих судебных инстанций не имеется.
При рассмотрении дела должностным лицом, пересмотре дела судьями районного суда и областного суда Отконов А.Н. извещался надлежащим образом, принимал участие в рассмотрении жалобы судьей районного суда. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Вопреки доводам жалобы о неизвещении Отконова А.Н. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольным органом, судья областного суда пришел к верному выводу о надлежащем извещении Отконова А.Н. о рассмотрении дела 23 декабря 2019 года в соответствии с требованиями части 1 статьи 25.15 КоАП РФ. При этом судьей обоснованно учтено, что Отконову А.Н. по месту регистрации по месту жительства 13 декабря 2019 года направлено заказное письмо, кроме того, в его адрес 16 декабря 2019 года направлена телеграмма, содержащая сведения о времени и месте рассмотрения дела, однако адресат по извещению за телеграммой не явился.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 декабря 2019 года N 072/04/7.30-299/2019, решение судьи Центрального районного суда города Тюмени от 11 августа 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 09 сентября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области, члена аукционной комиссии Отконова Андрея Николаевича, оставить без изменения, жалобу Отконова Андрея Николаевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
Суда общей юрисдикции Л.Ю.Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.