Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Галимовой Р.М, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-40/2020 по иску Беринга Романа Владимировича к Администрации Верхнесалдинского городского округа, Правительству Свердловской области, Министерству общественной безопасности Свердловской области о взыскании единовременного пособия гражданам, получившим вред в результате стихийного бедствия, по кассационной жалобе Беринга Романа Владимировича на решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Беринг Р.В. обратился в суд с иском к Администрации Верхнесалдинского городского округа, Правительству Свердловской области, Министерству общественной безопасности Свердловской области о взыскании единовременного пособия гражданам, получившим вред в результате стихийного бедствия.
В обоснование иска Беринг Р.В. ссылался на то, что 03 июня 2017 года в результате урагана в городе Верхняя Салда Свердловской области от падения дерева его здоровью причинен тяжкий вред. После обращения в администрацию Верхнесалдинского городского округа за получением единовременного пособия 07 июля 2017 года ему произведена выплата материальной помощи в размере 200 000 руб. На последующее обращение о выплате пособия как пострадавшему от стихийного бедствия в полном объеме, что составляет 400 000 руб, ответчиком дан ответ, что законодательством Свердловской области не предусмотрено выделение единовременного пособия гражданам, получившим тяжкий вред здоровью в результате чрезвычайной ситуации в данной сумме. Полагая свое право нарушенным, ссылаясь на положения Постановления Правительства Российской Федерации N 110 от 15 февраля 2014 года, истец просил взыскать с ответчиков денежную компенсацию в размере 200 000 руб. как пострадавшему от стихийного бедствия, получившему тяжкий вред здоровью.
Решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 28 мая 2020 года исковые требования Беринга Романа Владимировича к Администрации Верхнесалдинского городского округа, Правительству Свердловской области, Министерству общественной безопасности Свердловской области о взыскании единовременного пособия гражданам, получившим вред в результате стихийного бедствия оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 сентября 2020 года решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 28 мая 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Беринг Р.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, представители третьих лиц Министерства финансов Свердловской области, ГУ МЧС России по Свердловской области, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 годаN68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (статья 11 указанного Закона).
Согласно статье 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;
регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;
муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
На территории Свердловской области указанные вопросы регулируется Законом Свердловской области от 27 декабря 2004 года N221-03 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области N 688-ПП от 06 августа 2014 года "Об утверждении правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Указанные нормативные акты не предусматривают выплату в сумме 400 000 руб. пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.
Действовавшим до 01 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации N 110 от 15 февраля 2014 года были утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил настоящие Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Пунктом 2 "е" Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека).
Аналогичные положения содержат Правила, утвержденные действующим с 01 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями".
Судом установлено и следует из материалов дела, что 03 июня 2017 года на территории городского округа Верхняя Салда Свердловской области прошел ураган. В результате падения от урагана дерева на Беринга Р.В. ему причинен тяжкий вред здоровью в виде "данные изъяты"
26 сентября 2017 года истцу установлена "данные изъяты" группа инвалидности по общему заболеванию, с установлением значительно выраженной степени нарушения функций организма - "данные изъяты"
В соответствии с протоколом внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Верхнесалдинского городского округа от 09 июня 2017 года комиссией Администрации погодные условия 03 июня 2017 года, в результате которых нанесен материальный ущерб городскому хозяйству, имуществу организаций, причинен вред здоровью граждан, признан стихийным бедствием, произошедшим на территории Верхнесалдинского городского округа.
Постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа N 1829 от 16 июня 2017 года "О выделении средств из резервного фонда администрации ВСГО на оказание единовременной финансовой помощи жителям Верхнесалдинского городского округа, пострадавшим от стихийного бедствия" из резервного фонда администрации Верхнесалдинского городского округа Берингу Р.В. выделены денежные средства в размере 200 000 руб. на оказание материальной помощи, как получившему тяжелую травму в результате стихийного бедствия.
В ответе на обращение Беринга Р.В. в Администрацию Верхнесалдинского городского округа от 11 октября 2019 года N12/01-20/439 указано на выделение ему денежных средств 07 июля 2017 года на основании постановления администрации Верхнесалдинского городского округа от 16 июня 2017 года N1829, отказано в выделении дополнительных выплат со ссылкой на то, что нормативно-правовыми актами администрации Верхнесалдинского городского округа они не предусмотрены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Беринга Р.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 2, 6, 11, 18, 24 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", Закона Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 221-03 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области", постановления Правительства Свердловской области от 06 августа 2014 года N 688-ПП "Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пришел к выводу, что действующее на территории Российской Федерации и на территории Свердловской области правовое регулирование в области защиты граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций, не предусматривает обязанность со стороны органов местного самоуправления по выплате заявленной ко взысканию суммы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Беринга Р.В. о том, что в результате воздействия урагана произошла "данные изъяты", причинен тяжкий вред здоровью, ему установлена "данные изъяты" группа инвалидности, в период с 03 июня 2017 года по 24 августа 2017 года он находился на лечении, однако размер единовременной финансовой помощи 200 000 руб, поступивший на его банковский счет 07 июля 2017 года как пострадавшему от стихийного бедствия на основании Постановления администрации N 1829 от 16 июня 2017 года, является заниженным, не соответствующим степени тяжести вреда, причиненного здоровью; ответчик ссылался на отсутствие оснований для выплаты суммы 400 000 руб, при этом размер выплаченной ему суммы также не обоснован; Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области N 668-ПП от 06 августа 2014 года, не соответствуют Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110, в силу части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду следовало применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами правильно истолкованы и применены к спорным отношениям нормы материального права, подлежащие применению, все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Как установили суды, прошедший 03 июня 2017 года в городе Верхняя Салда Свердловской области ураган в установленном порядке не отнесен к чрезвычайным ситуациям федерального, межрегионального и регионального характера, на которые распространено действие Постановления Правительства Российской Федерации N 110 от 15 февраля 2014 года, предусматривающее выплату суммы 400 000 руб. потерпевшим, которым причинен тяжкий вред здоровью, действующее законодательство на уровне регулирования возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории Верхнесалдинского городского округа не предусматривает такой размер выплат потерпевшим.
Данные выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на законе.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, правом переоценки доказательств не наделен.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Беринга Романа Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.