Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.
Судей Сапрыкиной Н.И, Храмцовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-373/2020 по иску Поморцева Николая Николаевича к администрации городского поселения Малиновский об обязании внести изменения в схему размещения нестационарного торгового объекта, по кассационной жалобе Поморцева Николая Николаевича на решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 08 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поморцев Н.Н. обратился в суд с иском к администрации городского поселения Малиновский (далее администрация г.п. Малиновский) о возложении обязанности внести изменения в схему размещения нестационарного торгового объекта.
В обоснование иска указывает, что является владельцем нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Советский район, поселок Малиновский, ул. Ленина, в районе дома N "данные изъяты" В соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г.п. Малиновский, утвержденной постановлением администрации г.п. Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 февраля 2013 года N "данные изъяты", с изменениями от 21 июня 2019 года N "данные изъяты", истцу предоставлено право размещения нестационарного торгового объекта площадь НТО 32, 4 кв.м, площадь земельного участка 50 кв.м, срок, период размещения НТО - неопределенный срок.
Постановлением администрации г.п. Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 июля 2018 года N "данные изъяты", утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов в кадастровом квартале "данные изъяты", расположенного в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД), общей площадью 95 кв.м, разрешенное использование - Общественное питание (код 4.6) и присвоен адрес образуемому земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты"
На основании утвержденной схемы расположения земельного участка, а также постановления администрации от 04 июля 2018 года N "данные изъяты", истец за счёт собственных средств обеспечил подготовку межевого плана от 05 июля 2018 N "данные изъяты" Как следует из ответа администрации от 25 июня 2019 года N "данные изъяты" земельный участок площдью 95 кв.м. поставлен на кадастровый учет.
Истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Малиновский, с целью изменения занимаемой площади земельного участка под нестационарный торговый объект в пользу увеличения с 50 кв.м, до 95 кв.м, в соответствии со сведениями о земельном участке, содержащимися в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости, однако администрацией городского поселения Малиновский отказано во внесении изменений.
Считает данный отказ незаконным, просит суд обязать администрацию г.п.Малиновский внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.п.Малиновский от 25.02.2013 N "данные изъяты" в части увеличения площади земельного участка, занимаемого нестационарным торговым объектом истца, в размере 95 кв.м.
Решением Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 сентября 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Поморцев Н.Н. просит об отмене судебных актов как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что судами не дана надлежащая оценка тому, что сформированный по инициативе и за счет собственных средств истца земельный участок, площадью 95 кв.м, полностью включает границы земельного участка 50 кв.м, под объектом в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов г.п. Малиновский и представляет собой единый земельный участок, следовательно, правовой режим использования земельного участка является единым. Считает, что поскольку схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением администрации г.п. Малиновский от 25 февраля 2013 года N "данные изъяты", с изменениями от 21 июня 2019 года N "данные изъяты", никем не оспорена, является действующим муниципальным нормативно-правовым актом, закрепляющим право истца на размещение нестационарного торгового объекта, соответственно, учитывая, что земельный участок площадью 95кв.м поставлен на кадастровый учет, требование о внесение изменений в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов с целью увеличения площади занимаемого объекта с 50 кв.м, до 95 кв.м, подлежит удовлетворению. Полагает, что нарушения при формировании земельного участка в части несоответствия предельных минимальных размеров земельного участка предприятий общественного питания, заявленные ответчиком, не являются основанием для отказа во внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов. Отказывая во внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов ответчик ссылался на нормы не подлежащие применению, при этом, при рассмотрении спора, доказательств, подтверждающих обоснованность данного отказа ответчик не представил.
Согласно ч.2 ст. 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 октября 2019 г.) представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
В соответствии с ч.3 ст. 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия; иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а в случаях, предусмотренных ч.2 указанной статьи, также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.
Судебной коллегией седьмого кассационного суда общей юрисдикции отклонено ходатайство о допуске к участию в судебном заседании "данные изъяты" в виду не представления суду документов о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г.п. Малиновский, утвержденной постановлением администрации г.п. Малиновский Советского района ХМАО-Югры от 25 февраля 2013 года N "данные изъяты" с изменениями от 21 июня 2019 года N "данные изъяты", Поморцеву Н.Н. предоставлено право размещения нестационарного торгового объекта (далее НТО) площадь НТО 32.4 кв.м, площадь земельного участка 50 кв.м, на неопределённый срок для установки торгового павильона со специализацией "продукты".
Актами обследования земельного участка от 18 июня 2019 года и от 04 декабря 2019 года установлено, что на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: "данные изъяты", расположен объект, не относящийся к нестационарному торговому объекту, в котором организовано общественное питание. Площадь застройки 95 кв.м, превышает предоставленную Поморцеву Н.Н. площадь части данного земельного участка (50 кв.м) и самовольно занимает 45 кв.м, площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Поморцев Н.Н. обратился к администрации г.п.Малиновский с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г.п.Малиновский и указать фактическую согласованную площадь занимаемого земельного участка в размере 95 кв.м.
Ответом администрации г.п.Малиновский от 31 марта 2020 года N "данные изъяты" Поморцеву Н.Н. отказано во внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г.п. Малиновский, с указанием на то, что земельный участок, схема которого утверждена постановлением администрации городского поселения Малиновский от 04 июля 2018 N "данные изъяты", не может быть предоставлен под нестационарный торговый объект, а также не может быть предоставлен на торги в виду допущенных нарушений при формировании земельного участка в части нарушения нормативов, определенных Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29 декабря 2014 года N 534-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ханты- Мансийского автономного округа-Югры", в части несоответствия предельных минимальных размеров земельного участка предприятий общественного питания.
Разрешая заявленные требования, установив, что истцом нарушены установленные схемой размещения размеры нестационарного торгового объекта (должен быть 32, 4 кв.м, фактически 95 кв.м.), а также указанным нестационарным торговым объектом занят другой земельный участок, так как размер объекта 95 кв.м, а истцу был предоставлен земельный участок размером 50 кв.м, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у администрации г.п.Малиновский обязанности внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Проверяя законность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с п.1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N "данные изъяты".
Правилами также предусмотрен порядок внесения изменений в схему размещения объектов, согласно которого орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения с указанием нормативов и фактических показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования, цели использования объектов, включаемых в схему размещения, видов объектов, планируемых к включению в схему размещения, а также планируемые сроки размещения объектов (пункты 4-6 Правил).
Приказом Департамента экономического развития ХМАО - Югры от 24 декабря 2010 N "данные изъяты" (ред. от 26 февраля 2013 года) утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 данного Порядка, схемы нестационарных торговых объектов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, с учетом необходимости достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций постановлением администрации г.п.Малиновский от 04 июля 2018 года N "данные изъяты" "Об утверждении схемы расположения земельного участка и присвоении адреса" утверждена схема вновь образуемого участка из земель населенных пунктов, для уточнения границ земельного участка и постановке на кадастровый учет, с целью дальнейшего проведения торгов, в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса РФ, с видом разрешенного использования "общественное питание", а не для использования под нестационарный торговый объект. Образованный земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД), с общей площадью 95, 0 кв.м, с разрешенным видом использования: общественное питание (код 4.6). В силу классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 "540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", к виду разрешенного использования "Общественное питание, код 4.6" отнесено размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары). Поскольку спорный земельный участок не может быть предоставлен под нестационарный торговый объект, а также не может быть предоставлен на торги, поскольку его площадь не подходит под предельные минимальные размеры земельного участка предприятий общественного питания, администрацией г.п.Малиновский правомерно отказано Поморцеву Н.Н. во внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г.п. Малиновский.
Судебная коллегия считает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 08 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Поморцева Николая Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.