Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу начальника отдела N1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области ФИО2, на вступившие в законную силу постановление начальника отдела N1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области от 19 июня 2019 года, решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", установил:
постановлением начальника отдела N1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области от 19 июня 2019 года МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года постановление начальника отдела N1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области от 19 июня 2019 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года оставлено без изменения.
Начальник отдела N1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области ФИО2 обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года и решения судьи Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года и оставлении без изменения постановления начальника отдела N1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области от 19 июня 2019 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьями необъективно и неполно исследованы все представленные доказательства, и на основании этого вынесены незаконные и необоснованные решения.
Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно части 6 статьи 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу части 3 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.
Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российский Федерации Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что, на основании распоряжения N от 30 апреля 2019 года в отношении МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", расположенного по адресу; "адрес", была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что приложением N1 к приказу Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства РФ N от 27 апреля 2016 года утверждена "собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности жилищно-коммунальное хозяйство" на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2)".
Согласно данной классификации N отнесен к жилищно-коммунальному хозяйству.
Из ЕГРЮЛ следует, что МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" присвоен N деятельность по благоустройству ландшафта.
28 февраля 2017 года было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, из пункта 1.8 которого следует, что Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных оговоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением, Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.
Согласно данному Соглашению, в случае отсутствия в Организации коллективного договора настоящее соглашение имеет прямое действие.
В соответствии с п. 1.3 Соглашения жилищно-коммунальное хозяйство - вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях.
Таким образом, согласно перечню Организаций по видам экономической деятельности организаций ЖКХ, услугам и работам, МБУ "ЖКХ ТЗР Волгограда" относится к той категории предприятий, финансирование которых осуществляется в форме выделения бюджетных денежных средств по определенному назначению, то есть, на которые распространяет действие Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.
Согласно п. 2.3 указанного соглашения Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших, норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее минимального размера, оплаты труда, установленного действующим законодательством.
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы вступило в силу с 1 января 2017 года и действует по 31 декабря 2019 года включительно, подписано Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения "ОООР ЖКХ" и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз жизнеобеспечения).
Таким образом, в связи подписанием представителем работодателей, то есть Общероссийским отраслевым объединением работодателей "ОООР ЖКХ" и работников в лице их представителя - Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, то вышеуказанное соглашение подлежит применению.
Учитывая, что данное Соглашение имеет прямое действие, работодатель обязан руководствоваться вышеуказанным соглашением при расчете и начислении работникам заработной платы
Признавая МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" виновным по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ, должностное лицо исходило из подтвержденного в результате проверки (акт проверки N от 31 мая 2019 года) факта неисполнения юридическим лицом пункта 1 части 2 статьи 22, части 3 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.1 Отраслевого тарифного соглашения, выразившегося в том, что работникам МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" в декабре 2018 г. - марте 2019 г. была установлена и выплачивалась заработная плата из расчета менее установленной указанным Отраслевым тарифным соглашением.
С таким выводом, обоснованно не согласился судья районного суда.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, судья районного суда исходил из следующего.
Так, из коллективного договора МБУ "ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда" на 2017-2020 г.г. следует, что действие коллективного договора распространяется на всех работников Учреждения.
С учетом коллективного договора заключаются индивидуальные трудовые договоры с работниками учреждения. Условия трудовых договоров не могут ухудшать положения работников по сравнению с коллективным договором. Срок действия коллективного договора три года, вступает в законную силу с 15 июля 2017 года.
В соответствии с п. 3.1 коллективного договора оплата труда работников производится помесячно по дифференцированным должностным окладам согласно штатному расписанию учреждения, "Положению о порядке и условиях оплаты труда у работников МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" (приложение N1).
Порядок оплаты труда, размеры окладов, условия премирования работников, установление доплат, надбавок и компенсационных выплат устанавливаются "Положением о порядке и условиях оплаты труда работников МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" (приложение N1) и другими локальными нормативными актами, утвержденными Работодателем (п. 3.12 коллективного договора).
Из п. 2.1 Приложения N1 к коллективному договору следует, что работникам учреждения (за исключением руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера) в зависимости от занимаемой должности по соответствующим профессиональным квалификационным группам должностей специалистов и служащих, по профессиональным квалификационным группам должностей рабочих, определенным согласно профессиональным квалификационным группам, устанавливаются должностные оклады в размерах согласно приложению 1 к решению Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года N, работникам учреждений, занимающим должности, не включенные в профессиональные квалификационные группы, должностные (оклады устанавливаются в размерах согласно приложению N3 решения Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года N.
В соответствии с п. 2.1 изменений и дополнений в коллективный договор МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" на 2017-2020 г.г. работникам учреждения в зависимости от занимаемой должности по соответствующим профессиональным квалификационным группам должностей специалистов и служащих, по профессиональным квалификационным группам должностей рабочих устанавливаются минимальные должностные оклады (оклады) в размерах согласно приложению к настоящему Положению, работникам учреждений занимающим должности, не включенные в профессиональные квалификационные группы, минимальные должностные оклады устанавливаются в размерах согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Постановлением администрации Волгограда N42 от 15 января 2019 года утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений Волгограда в сфере строительства, архитектуры, земельных правоотношений, жилищно-коммунального, дорожного и лесного хозяйства, благоустройства, озеленения и охраны окружающей среды, в области гражданской обороны.
На основании п. 2.1 Положения работникам учреждения в зависимости от занимаемой должности по соответствующим профессиональным квалификационным группам должностей специалистов и служащих, по профессиональным квалификационным группам должностей рабочих устанавливаются минимальные должностные оклады (оклады) в размерах согласно приложению N1 к настоящему Положению, работникам учреждения занимающим должности, не включенные в профессиональные квалификационные группы, минимальные должностные оклады устанавливаются в размерах согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Учитывая изложенное, судья районного суда пришел к выводу о том, что МБУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" была установлена и выплачивалась заработная плата в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года N "Об утверждении Положения о порядке и условиях оплаты труда работников муниципальных учреждений Волгограда в сфере строительства, архитектуры, жилищно-коммунального, дорожного и лесного хозяйства, озеленения и охраны окружающей среды, периодической печати и издательства, в области гражданской обороны", Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2008 года Nн "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих", Положением об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", утвержденных приказом директора Учреждения от 14 июля 2014 года, с учетом внесенных изменений.
С данным выводом правомерно согласился судья оластного суда.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет 1 год, и на момент рассмотрения жалобы указанный срок истек, правонарушение совершено в декабре 2018 - марте 2019 г.г, полагаю, что решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, жалобу начальника отдела N1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области ФИО2, - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.