Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу государственного инспектора Ростовского территориального отдела по надзору в угольной промышленности Бута О.А. на решение судьи Ростовского областного суда от 10 сентября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" (далее - общество, ООО "Шахтоуправление "Садкинское"), установил:
постановлением судьи Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 25 августа 2020 года ООО "Шахтоуправление "Садкинское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 суток с 19 августа 2020 года по 18 сентября 2020 года.
Решением судьи Ростовского областного суда от 10 сентября 2020 года указанное постановление изменено в части назначенного наказания, а именно наказание в виде административного приостановления деятельности заменено на административный штраф в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектор Ростовского территориального отдела по надзору в угольной промышленности Бут О.А, направивший материалы дела на рассмотрение судье, выражает несогласие с вынесенным решением судьи Ростовского областного суда от 10 сентября 2020 года, состоявшегося в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об его незаконности.
ООО "Шахтоуправление "Садкинское" извещено в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, указанной жалобы. В установленный срок возражения на нее не представлены.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Шахтоуправление "Садкинское" послужило то, что в соответствии с частью 5 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности от 07 августа 2020 года, административным органом проведена проверка устранения обстоятельств, выявленных при проведении проверки и послуживших основанием для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности сроком на 25 суток с 24 июля 2020 года, который истек 17 августа 2020 года, на объекте - обогатительная фабрика "Садкинская" ООО "Шахтоуправление "Садкинское".
В ходе данной проверки установлено, что нарушения, ранее отраженные в протоколе от 24 июля 2020 года, не устранены, в частности:
- на опасном производственном объекте - обогатительной фабрике "Садкинская" в тоннелях, галереях, лестничных клетках и помещениях не обеспечено аварийное освещение, предусмотренное проектной документацией - "Строительство обогатительной фабрики "Садкинское", подраздел 1 "Система электроснабжения", аварийных светильников план - 138, факт - 15;
- действующая технологическая схема основного оборудования переработки (обогащения) угля класса 0, 5-13 мм с применением тяжелосредных гидроциклонов ГТ-710 не предусмотрена проектной документацией;
- в действующей технологической схеме основного оборудования переработки (обогащения) отсутствует блок обогащения угля классов 3- 13мм и блок обогащения угля 0, 5-13 мм, предусмотренные проектной документацией;
- объемы и сроки проведения пуско-наладочных работ, проводимых на опасном производственном объекте - обогатительная фабрика "Садкинская", не предусмотрены проектной документацией "Строительство обогатительной фабрики "Садкинская" ООО "Шахтоуправление "Садкинское" N 330.01;
- осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта - обогатительная фабрика "Садкинская" без документов, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию в установленном порядке;
- эксплуатация опасного производственного объекта обогатительная фабрика "Садкинская", осуществляется без лицензии на вид деятельности - "Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", с видом работ по обогащению полезных ископаемых, а также местом осуществления лицензируемого вида деятельности;
- ООО "Шахтоуправление "Садкинское" не уведомило в установленном порядке Северо-Кавказское управление Ростехнадзора о начале эксплуатации опасного производственного объекта - обогатительная фабрика "Садкинская";
- не произведена идентификация опасного производственного объекта - обогатительная фабрика "Садкинская" и регистрация в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением класса опасности.
По результатам данной проверки Государственным инспектором Ростовского территориального отдела по надзору в угольной промышленности составлен протокол от 19 августа 2020 года N N по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также 19 августа 2020 года Государственным инспектором Ростовского территориального отдела по надзору в угольной промышленности составлен протокол N В22-08-75 о временном запрете деятельности, в соответствии с которым запрещена переработка (обогащение) угля на обогатительной фабрике "Садкинская", за исключением работ, направленных на устранение нарушений требований промышленной безопасности при условии наличия дополнительных мер безопасности с 17 часов 00 минут 19 августа 2020 года до рассмотрения судом данного дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Шахтоуправление "Садкинское", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не предприняты меры по соблюдению вышеуказанных требований.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса.
Изменяя постановление судьи Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 25 августа 2020 года в части назначенного наказания судья Ростовского областного суда пришел к выводу, что наказание в виде административного приостановления деятельности не отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судьей без учета характера совершенного правонарушения, специфики деятельности шахты с непосредственным участием в еденном цикле производства угля обогатительной фабрики, задач законодательства об административных правонарушениях, требований статьи 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако с данными выводами судьи Ростовского областного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно нормы статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из постановления Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 07 августа 2020 года общество было привлечено к административной ответственности за совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено наказания в виде приостановления деятельности.
У общества имелась возможность устранить выявленные нарушения, однако обществом нарушения не были устранены.
При рассмотрении дела судьей Ростовского областного суда не были соблюдены требования частей 1, 3 статьи 4.1, статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
А именно при изменения наказания назначенного обществу судья Ростовского областного суда не учел характер деятельности общества, характер совершенных им действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
При изложенных данных решение судьи Ростовского областного суда нельзя признать законным и обоснованным.
Необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные судьей Ростовского областного суда нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела. В связи с чем в рассматриваемом случае имеются основания для отмены судебного акта, состоявшихся по данному делу в отношении общества.
При таких обстоятельствах решение судьи Ростовского областного суда от 10 сентября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Шахтоуправление "Садкинское" подлежат отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции не истек срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 данного Кодекса подлежит направлению в Ростовский областной суд на новое рассмотрение жалобы общества, поданной на постановление районного суда.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы сторон и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ростовского областного суда от 10 сентября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Шахтоуправление "Садкинское", отменить.
Дело направить в Ростовский областной суд на новое рассмотрение.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.