Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Грибанова Ю.Ю, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боевой В.Т. к администрации Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым о признании незаконным распоряжения, по кассационной жалобе представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Кравец А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 19.12.2019 г.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав посредством организации видеоконференц-связи, судебная коллегия
установила:
Боева ФИО7 обратилась в суд с иском к Администрации Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании недействительным и отмене пункта 4 распоряжения Сакской райгосадминистрации Автономной Республики Крым от 19 января 2010 года N26-р "Об утверждении материалов выбора земельного участка и выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельных участков бесплатно в собственность гражданке Украины Боевой В.Т. для индивидуального дачного строительства на территории Ореховского сельского совета Сакского района".
Требования мотивированы тем, что распоряжением N 26-р от 19 января 2010 года Сакской районной государственной администрацией ей было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального дачного строительства на территории Ореховского сельского совета Сакского района, площадью 0, 09 га. Пунктом 4 распоряжения Сакской РГА указано, что настоящее распоряжение действительно до 01 декабря 2010 года. Считает установленный срок действия распоряжения администрации незаконным, нарушающим ее права и охраняемые законом интересы, препятствующим в дооформлении переданного в собственность земельного участка, получении правоустанавливающих документов и регистрации права, в связи с чем, вынуждена обратится с иском в суд.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2017 года иск Боевой В.Т. удовлетворен.
Признан незаконным и отменен пункт 4 распоряжения Сакской райгосадминистрации Автономной Республики Крым от 19 января 2010 года N26-р "Об утверждении материалов выбора земельного участка и выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельных участков бесплатно в собственность гражданке Украины Боевой В.Т. для индивидуального дачного строительства на территории Ореховского сельского совета Сакского района".
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 19 декабря 2019 года решение Сакского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2017 года - отменено, принято по делу новое решение, которым иск Боевой В.Т. - удволетворен.
Признан незаконным и отменен пункт 4 распоряжения Сакской райгосадминистрации Автономной Республики Крым от 19 января 2010 года N26-р "Об утверждении материалов выбора земельного участка и выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельных участков бесплатно в собственность гражданке Украины Боевой В.Т. для индивидуального дачного строительства на территории Ореховского сельского совета Сакского района".
Не согласившись с судебным актом апелляционной инстанции, представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Кравец А.В. обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся судебное постановление и вынести новое решение, которым в удовлетворении Боевой В.Т. отказать в полном объеме. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, а именно, не принято во внимание, что истцу было известно о нарушении своего права из принятого распоряжения N26-р от 19.10.2010 и его содержания, а обратился он в суд лишь в 2017 году, то есть с пропуском исковой давности.
В судебном заседании, организованном посредством видеоконференц-связи,... поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся в судебное заседание суда кассационной инстанции лиц, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Сакской райгосадминистрации Автономной Республики Крым от 19 января 2010 года N-р "Об утверждении материалов выбора земельного участка и выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельных участков бесплатно в собственность гражданке Украины Боевой В.Т. для индивидуального дачного строительства на территории Ореховского сельского совета Сакского района", утверждены материалы выбора земельного участка общей площадью 0, 09 га пастбищ, индивидуальный участок N, гражданке Украины Боевой В.Т, бесплатно в собственность, для индивидуального дачного строительства, расположенного "адрес". Также дано разрешение гражданке Украины Боевой В.Т. на составление проекта землеустройства по отводу бесплатно в собственность, для индивидуального дачного строительства, земельного участка общей площадью 0, 09 га пастбищ индивидуальный участок N, гражданке Украины Боевой В.Т, бесплатно в собственность, для индивидуального дачного строительства, расположенного "адрес"
Пунктом 4 распоряжения Сакской РГА указано, что настоящее распоряжение действительно до 01 декабря 2010 года.
Статьей 9 Федерального конституционного Закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что постановления общих и административных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, вступившие в законную силу до этого дня, признаются на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено действующим Федеральным конституционным законом.
Согласно статьи 13 Закона Республики Крым N38 ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Установление сроков действия решений по передаче в собственность земельных участков является незаконным, т.к. не предусматривалось нормами действовавшего на тот период законодательства Украины, вынесено с нарушением требований земельного законодательства и подлежит отмене.
Согласно ст. 23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 года N6- ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
По смыслу статьи 9 указанного выше ФКЗ к спорным правоотношениям, возникшим до 18 марта 2014 года, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных отношений (определение ВС РФ от 05.12.2014 года N308-ЭС14-1405).
Согласно ст. 116 Земельного кодекса Украины, граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона. Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае: а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан; б) получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций; в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом. Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных настоящим Кодексом, проводится один раз по каждому виду использования. Земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании граждан или юридических лиц, передаются в собственность или пользование по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только после прекращения права собственности или пользования ими в порядке, определенном законом.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок передачи земельных участков в собственности регламентировался ст. 118 Земельного кодекса Украины, согласно которой гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В случае если земельный участок государственной собственности находится за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым. Решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель.
Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности находится за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым, Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совету министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, передают земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные этой статье. Совет министров АР Крым, районная.
Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка либо предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и техникоэкономических обоснований использования и охраны земель административно территориальных единиц, проектов землеустройства относительно благоустройства территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству по закону, в сроки, которые обуславливаются соглашением сторон.
В силу изменений, внесенных Законом Украины N 509 от 16 сентября 2008 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству", и вступивших в законную силу 14 октября 2008 года, установлен срок действия разрешения на составления проекта отвода земельного участка (ст. 118, ч. 1 ст. 151 ЗК Украины).
Согласно п. 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года N 509, принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона, т.е. до 16 сентября 2010 года.
10 декабря 2009 года вступил в силу Закон Украины от 05 ноября 2009 года N 1702-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю", нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, отменены.
Законом Украины от 29 июня 2010 года N 2367-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья", вступившим в законную силу 23 июля 2010 года, п. 3 раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года N 509 изложен в новой редакции, в соответствии с которой принятые и не исполненные до вступления этим Законом решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка сохраняют действие на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона, а разработанные в соответствии с этими решениями проекты землеустройства по отводу земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах действовавшее на момент выделения земельного участка земельное законодательство Украины не предусматривало установление каких-либо сроков для подготовки проекта землеустройства, а равно сроков действия решений по отводу земельных участков с последующей передачей в собственность, т.к. проект землеустройства не является правоустанавливающим документом, не порождает прав обязанностей в отношении земельного участка в отношении лица, его выделившего и получающего.
Распоряжение Сакской райгосадминистрации Автономной Республики Крым от 19 января 2010 года N26-р "Об утверждении материалов выбора земельного участка и выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельных участков бесплатно в собственность гражданке Украины Боевой В.Т. для индивидуального дачного строительства на территории Ореховского сельского совета Сакского района", о котором идёт речь, является ненормативным правовым актом и у нее и Сакской РГА возникли правоотношения, связанные с реализацией права на оформление и получение в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в соответствии с его целевым и функциональным назначением. Соответственно данное распоряжение Сакской РГА не могло быть ограничено во времени и исчерпывает своё действие фактом его выполнения. Соответственно пункт 4 распоряжения Сакской РГА, устанавливающий срок его действия на момент принятия, противоречил законодательству Украины и позиции Конституционного Суда Украины, и как следствие являлся незаконным. Данные обстоятельство позволяют прийти к выводу, что на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации распоряжение Сакской РГА являлось действующим.
Судебной коллегией установлено, что Боевой В.Т. пропущен срок для предъявления соответствующего требования истцом. Однако Боева В.Т. пропустила срок по уважительной причине, за период с 2010 по 2016 год, она занималась оформлением земельного участка, 29 января 2010 года был составлен договор на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, еще в 2010 году разработан проект землеустройства, однако ввиду объявления моратория на выдел земельных участков она не могла завершить оформление в силу независящих от нее причин.
Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст.1 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух обстоятельств: противоречие оспариваемого акта требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Аналогичные требования установлены в отношении действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Согласно пункту 4.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого, Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 157 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от "20" февраля 2015 года N 50) МИЗО Республики Крым осуществляет в случаях, установленных законодательством, передачу имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в собственность физических и юридических лиц.
Положениями пункта 12 и подпункта 1 пункта 13 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N313 предусмотрено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона; при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган в месячный срок обеспечивает принятие решения о предоставлении земельного участка.
При этом пунктом 15 данного порядка установлено, что и о предоставлении земельного участка, и об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка принимается решение.
Между тем, в данном случае на заявление Боевой В.Т. от 19 января 2010 года такого решения принято не было, поэтому судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 19 января 2010 года N 26-р "Об утверждении материалов выбора земельного участка и выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельных участков бесплатно в собственность гражданке Украины Боевой В.Т. для индивидуального дачного строительства на территории Ореховского сельского совета Сакского района" в части его пункта 4 не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, а поэтому подлежит признанию незаконным.
Исходя из изложенного, требования Боевой В.Т. о восстановлении срока для подачи искового заявления к Администрации Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным пункта 4 распоряжения N 26-р от 19 января 2010 года подлежат удовлетворению.
Это судом апелляционной инстанции учтено не было и повлекло вынесение незаконного судебного постановления, в связи с чем, апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор с учетом установленных обстоятельств и требований закона.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 19.12.2019 г. отменить.
Направить гражданское дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.