Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Брянского В.Ю, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Черному А. В. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах по кассационной жалобе Черного А.В. на заочное решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 5 октября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
установила:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился с иском к Черному А.В. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, истребовании его из чужого незаконного владения и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах.
В обоснование своих требований истец указал на то, что земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный в городе "адрес", относящийся к землям лесного фонда, перешел в собственность члена обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Селена" (далее - ОК "ДСК "Селена") Черного А.В. с нарушением закона.
Заочным решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 5 октября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 марта 2020 года, иск удовлетворен частично. Из незаконного владения Черного А.В. истребован земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный в городе "адрес", кадастровый N в собственность города Севастополя.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Черным А.В. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Стороны, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления государственной регистрации права кадастра и картографии Севастополя, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, Правительства Севастополя, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N от 18 марта 2020 года "Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 15 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки Обслуживающим кооперативом "Дачно-строительный кооператив "Селена" и о передаче в собственность членам кооператива земельных участков, расположенных в "адрес" ответчику в собственность передан земельный участок площадью 800 кв.м N расположенный в "адрес" с целевым назначением "для индивидуального дачного строительства".
Обращаясь в суд, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ссылался на то, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства и воли государства в лице Севастопольского городского совета.
Разрешая спор и частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и на момент предоставления находился в составе земель лесного фонда Севастопольского лесничества, в связи с чем не мог быть предоставлен в собственность ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство Украины, действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым.
Статьей 14 Конституции Украины установлено, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом. Соблюдение данного порядка является неотъемлемой частью реализации права гражданина на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на несколько категорий, том числе выделена категория земель лесного фонда.
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признания недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).
В силу положений статей 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Порядок использования земель лесного фонда определяется законом.
Как следует из пункта "б" части 1 статьи 164 Земельного кодекса Украины охрана земель включает в себя в том числе и защиту лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для иных потребностей.
Как установлено в статье 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности народа.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
Распорядителем земель, находящихся в государственной собственности в силу статьи 13 Земельного кодекса Украины являлся Кабинет Министров Украины.
К землям государственной собственности согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины относятся все земли Украины за исключением земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут быть переданы в частную собственность, относятся, в том числе, и земли лесохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт "г" части 4 статьи 84 Земельного кодекса Украины).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Украины гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесохозяйственного назначения общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.
Согласно части 1 статьи 57 Земельного кодекса Украины земельные участки лесохозяйственного назначения по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства.
Как определено в статье 27 Лесного кодекса Украины передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для не лесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений.
Как следует из материалов дела, земельный участок, в состав которого входит спорный, на момент его передачи в собственность ответчику, находился в постоянном пользовании Государственного предприятия "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" в составе угодий, которые решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся N от 16 декабря 1966 года от 24 октября 1984 года N распределены Севастопольскому лесхоззагу.
В соответствии с пунктом 5 Переходных положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
Расположение земельного участка в составе лесного участка Севастопольского участкового лесничества подтверждается материалами лесоустройства 1999 года и 2011 года, планово-картографическими материалами 1999-2001 годов и 2011 года, государственным лесным кадастром 2011 года.
В силу положений части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Земельный участок общей площадью 15 га, в состав которого крестьянских, фермерских и других хозяйств, не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий.
ОК "ДСК "Селена" не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства.
Земельный участок площадью 15 га мог быть передан ОК "ДСК "Селена" только после изъятия земельного участка у постоянного пользователя на основании распоряжения Кабинета Министров Украины.
Земельный участок общей площадью 15 га, предоставленный ОК "ДСК "Селена" на основании вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, а также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, оснований для передачи его в пользование ОК "ДСК "Селена" в порядке статьи 57 Земельного кодекса Украины не имелось.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается незаконное выбытие земельного участка из государственной собственности и приобретение ответчиком права собственности помимо воли собственника, выраженной в законном акте уполномоченного органа, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, учитывая приведенные нормы материального права, приходит к выводу о законности принятых по делу постановлений.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
заочное решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 5 октября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черного А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи В.Ю. Брянский
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.