Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Лопаткиной Н.А, Фединой Е.В, с участие прокурора Пономаревой П.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора города Керчи в интересах ФИО1 к администрации города Керчи Республики Крым, третье лицо - Министерство образования и науки, молодежи и спорта Республики Крым, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, по кассационной жалобе администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 8 апреля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е, выслушав прокурора ФИО8, которая просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
И.о. заместителя прокурора города Керчи, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, ссылаясь на то, что ФИО1 является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены.
На администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма специализированного жилого помещения вне очереди жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта города Керчи Республики Крым, в котором предоставляется жилое помещение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 8 апреля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава администрация города Керчи Республики Крым просит судебные постановления по делу отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, без всестороннего, объективного исследования юридически значимых обстоятельств дела.
В соответствии с положениями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно положениями статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно статье 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с пунктом 1 статьи 9 этого Закона.
В соответствии с положениями статьи 11 указанного закона Республики Крым финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетах городских округов и муниципальных районов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения.
Постановлением администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N/-П ФИО1 включена составом семьи один человек в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Из сообщения администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ФИО1 номер общей очереди - 1474, номер очереди по списку среди детей-сирот - 182.
Согласно акту N от ДД.ММ.ГГГГ социального обследования семьи ФИО1 проживает в двухкомнатной квартире с бывшими попечителями: ФИО9 и ФИО10, а также их родственником ФИО11
В собственности недвижимого имущества у ФИО1 не имеется, также отсутствует имущество по договору социального найма.
Учитывая вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства дела, судебные инстанции правомерно исходили из того, что предоставление жилых помещений указанной категории лиц законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия надлежащего финансирования органа местного самоуправления на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, отсутствие такого финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями. Судебные инстанции правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 8 апреля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи Н.А. Лопаткина
Е.В. Федина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.