Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Лопаткиной Н.А, Фединой Е.В, с участием прокурора Пономаревой П.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах ФИО19 к администрации города Джанкоя Республики Крым, третье лицо - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье, по кассационной жалобе администрации города Джанкоя Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 29 апреля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е, выслушав прокурора ФИО9, которая просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Джанкойский межрайонный прокурор Республики Крым в интересах ФИО16 обратился в суд с иском к администрации города Джанкоя Республики Крым о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, ссылаясь на то, что ФИО16 является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены.
На администрацию города Джанкоя Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 апреля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава администрация города Джанкоя Республики Крым просит судебные постановления по делу отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, без всестороннего, объективного исследования юридически значимых обстоятельств дела.
В соответствии с положениями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно положениями статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно статье 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с пунктом 1 статьи 9 этого Закона.
В соответствии с положениями статьи 11 приведенного выше Закона Республики Крым финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетах городских округов и муниципальных районов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно повторному свидетельству о рождении серии 1-АЯ N, актовая запись N от ДД.ММ.ГГГГ родителями ФИО17 (в настоящее время ФИО18) Я.А. указаны мать - ФИО1, в графе отец стоит прочерк. Мать скончалась ДД.ММ.ГГГГ.
Решением исполнительного комитета Восходненского сельского совета Красногвардейского района АРК N от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней ФИО12 назначена ФИО10 Решением исполнительного комитета Восходненского сельского совета "адрес" АРК N от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней ФИО12 закреплено жилье по адресу: "адрес".
Согласно выписке из решения исполнительного комитета Джанкойского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 освобождена от обязанностей опекуна над малолетней ФИО12, последней назначен опекун ФИО11
Из распоряжения администрации Красногвардейского раойна Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-р установлен факт невозможности проживания в жилом помещении, предоставленном ранее ФИО12, в связи с чем она признана лицом, нуждающимся в обеспечении жилым помещением.
Согласно выписке из постановления администрации города Джанкоя Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, присвоен порядковый номер в списке "38".
Согласно выписки из постановления администрации города Джанкоя Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ли, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО16 присвоен порядковый номер в списке "28".
Из сведений ЕГРН Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в отношении ФИО16 отсутствуют сведения о праве собственности на недвижимое имущество, у ее супруга ФИО13 также недвижимое имущество на праве собственности отсутствует.
Учитывая вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства дела, судебные инстанции правомерно исходили из того, что предоставление жилых помещений указанной категории лиц законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия надлежащего финансирования органа местного самоуправления на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, отсутствие такого финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями. Судебные инстанции правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 29 апреля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Джанкоя Республики Крым - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Джанкойского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 29 апреля 2020 года отменить.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи Н.А. Лопаткина
Е.В. Федина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.