Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Миллер М.В, Фединой Е.В, с участием прокурора Руденко М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах ФИО1 к администрации Советского района Республики Крым, третьи лица Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Совет министров Республики Крым, о предоставлении благоустроенного жилого помещения, по кассационной жалобе администрации Советского района Республики Крым на решение Советского районного суда Республики Крым от 15 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи ФИО7, выслушав прокурора ФИО9, которая просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Советского района Республики Крым, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации Советского района Республики Крым о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, ссылаясь на то, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 15 апреля 2020 года исковые требования удовлетворены.
На администрацию Советского района Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования Советского района Республики Крым, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 июня 2020 года решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения дополнена после слов жилых помещений указанием "общей площадью не менее 25 кв.м". В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Советского района Республики Крым по доверенности ФИО10 просит судебные постановления по делу отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, без всестороннего, объективного исследования юридически значимых обстоятельств дела.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор ФИО11 просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В соответствии с положениями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
От представителя администрации Советского района Республики Крым по доверенности ФИО10 в суд кассационной инстанции поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие стороны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции не установлено.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно положениями статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно статье 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с пунктом 1 статьи 9 этого Закона.
В соответствии с положениями статьи 11 указанного закона Республики Крым финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетах городских округов и муниципальных районов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Советского района Республики Крым на основании заявления ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ Сведения об отце в акте о рождении ребенка внесены по заявлению матери. В настоящее время ФИО1 достигла совершеннолетия.
Постановлением администрации Советского района Республики Крым от 8.09.2017 г. N 720 в отношении ФИО1 установлено попечительство, попечителем назначена ФИО12
ФИО1 зарегистрирована по адресу: "адрес", по месту жительства ее бабушки ФИО12, по указанному адресу не проживает, фактически проживает по адресу: "адрес". Какого-либо недвижимого имущества у ФИО1 на праве собственности в ЕГРН не зарегистрировано.
Данных о том, что с ФИО1 заключен договор социального найма администрацией Советского района Республики Крым, материалы дела не содержат.
Согласно постановлению администрации Советского района Республики Крым от 21.05.2019 N 248 г. ФИО1 включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного получения жилья и в списке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, и лиц из их числа по состоянию, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Советском районе Республики Крым, значится под N 19.
Учитывая вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства дела, судебные инстанции правомерно исходили из того, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Крым наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а предоставление жилых помещений указанной категории лиц законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия надлежащего финансирования органа местного самоуправления на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, отсутствие такого финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.
Судебные инстанции правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда Республики Крым от 15 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Советского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи М.В. Миллер
Е.В. Федина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.