Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Кудрявцевой Е.Н, Фединой Е.В, с участием прокурора Капитан-Дубровской Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора города Керчи в интересах ФИО1 к администрации города Керчи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди, третьи лица: Министерство образования и науки, молодежи и спорта Республики Крым, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым, по кассационной жалобе администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи ФИО7, выслушав прокурора Капитан-Дубровскую Е.Н, которая просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
И.о. заместителя прокурора города Керчи, действуя в интересах в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди, ссылаясь на то, что ФИО9 является лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
На администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, расположенное на территории г.Керчи Республики Крым, общей площадью не менее 25 кв.м.
В части удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения вне очереди - отказано.
Апелляционным определением судебной ФИО10 коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 мая 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава администрация города Керчи Республики Крым просит судебные постановления по делу отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, без всестороннего, объективного исследования юридически значимых обстоятельств дела.
В соответствии с положениями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции не установлено.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно положениями статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно статье 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с пунктом 1 статьи 9 этого Закона.
В соответствии с положениями статьи 11 указанного закона Республики Крым финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетах городских округов и муниципальных районов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является сиротой, в связи со смертью родителей ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ и ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации г.Керчи Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ г. N-п ФИО1 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по г.Керчи. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая очередь ФИО1 - 1284, очередь по спискам детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения - 44.
ФИО1 зарегистрирован в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, которая принадлежит бывшему опекуну ФИО13 и ФИО14
Согласно акту социального обследования семьи от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистом по социальной работе ГБУ Республики Крым "Керченский центр социальных служб для семьи, детей, молодежи", ФИО1 арендует квартиру по "адрес" Ж, "адрес", официально не трудоустроен, нуждается в постоянном жилье.
За ФИО15 право собственности на объекты недвижимости не зарегистрированы.
18.12.2019 г. администрацией города Керчи Республики Крым ФИО1 в предоставлении жилого помещения отказано со ссылкой на то, что оно предоставляется в порядке очередности, в настоящее время свободных жилых помещений нет.
Учитывая вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства дела, судебные инстанции правомерно исходили из того, что предоставление жилых помещений указанной категории лиц законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия надлежащего финансирования органа местного самоуправления на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, отсутствие такого финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.
Судебные инстанции правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Керченского городского суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 мая 2020 года отменить.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи Е.Н. Кудрявцева
Е.В. Федина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.