Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Фрид Е.К., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Тхагапсоева Марата Хажисмельевича к обществу с ограниченной ответственностью "Альтаир" о взыскании долга по договору цессии, по кассационной жалобе Конкурсного Управляющего ООО "Альтаир" Щипалова Р.А. на определение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 13 ноября 2019 года об утверждении мирового соглашения, установил:
Тхагапсоев М.Х. обратился в суд с исковым заявлением к ООО "Альтаир" о взыскании долга по договору цессии.
В обоснование иска указанно, что между истцом Тхагапсоевым М.Х. (Цессионарий) и ИП Петровой Р.С. (Цедент) был заключен договор цессии N от ДД.ММ.ГГГГ. Цедент передал Цессионарию все необходимые документы по акту приема-передачи, удостоверяющие право требования к должнику ООО "Альтаир". В соответствии с условиями договора (п. 5) ответчик (Должник) обязался выплатить истцу задолженность в размере 19 717 396 руб. 06 коп. в срок до 01.09.2019 г. Вместе с тем, задолженность ответчиком до настоящего времени не погашена.
Определением Теучежского районного суда Республики Адыгея от 13 ноября 2019 года по данному делу было утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым:
- ответчик обязуется передать истцу имущество, указанное в п. 3.2 договора N об ипотеке от 24.01.2018 г, стоимость которого стороны оценили равной 18 100 000 (восемнадцать миллионов сто тысяч) рублей;
- истец отказывается от взыскания с ответчика денежных средств по заявленным требованиям в размере, превышающем указанную сумму;
- указанное в п. 3.2 договора N об ипотеке от 24.01.2018 г. имущество ответчик обязан передать истцу в полном объеме в 10-дневный срок с даты утверждения мирового соглашения Теучежским районным судом Республики Адыгея;
- передача ответчиком имущества истцу оформляется актом приема-передачи, составляемого в двух полностью идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон;
- после передачи имущества, указанного в п. 3.2 договора N об ипотеке от 24.01.2018 г, и составления акта приема-передачи о получении имущества истцом, обязательства, вытекающие из настоящего мирового соглашения, считаются исполненными;
- при условии точного и своевременного исполнения ответчиком своих обязательств, вытекающих из настоящего мирового соглашения, истец в полном объеме отказывается от своих материально-правовых требований к ответчику, составляющих предмет вышеуказанного иска;
- в случае нарушения ответчиком условий настоящего мирового соглашения в части суммы, срока или порядка оформления передачи имущества, истец будет вправе взыскать с ответчика в полном объеме суммы, заявленные в исковом заявлении, с отнесением всех судебных издержек на счет ответчика.
Производство делу судом прекращено в связи с утверждением судом мирового соглашения.
В кассационной жалобе конкурсный Управляющий ООО "Альтаир" Щипалов Р.А. ставит вопрос об отмене указанного определения Теучежского районного суда Республики Адыгея.
В обоснование доводов жалобы указывает, что договор N об ипотеке (залоге недвижимости) и последующие договоры цессии, по которым передавались права по договору ипотеки имеют признаки подозрительной сделки, установленные пунктом 2 статьи 61.2 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", которые были заключены с заинтересованным лицами в период, когда у Общества имелась значительная задолженность перед контрагентами, в том числе и подтвержденная судебными актами. Кроме того, само определение Теучежским районным судом Республики Адыгея было вынесено в период рассмотрения Арбитражным судом Республики Адыгея заявления о признании ООО "Альтаир" банкротом, которое впоследствии было удовлетворено: ООО "Альтаир" признано банкротом, в отношении него была введена процедура наблюдения, а затем и конкурсное производство.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив представленные материалы, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
Утверждая заключенное между сторонами мировое соглашение суд исходил из того, что оно соответствует закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 153.8. ГПК РФ мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии гражданского процесса и при исполнении судебного акта.
Согласно положениям части 1 статьи 153.10 ГПК РФ мировое соглашение утверждается судом, в производстве которого находится дело. В случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта, оно представляется на утверждение суда, рассмотревшего дело в качестве суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения суд выносит определение (часть 5 статьи 153.10 ГПК РФ).
Суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 6 статьи 153.10 ГПК РФ).
Согласно части 6 статьи 153.10 ГПК РФ при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения суд исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц.
По своей правовой природе мировое соглашение содержит элементы гражданско-правовой сделки, поскольку представляет собой волеизъявление сторон, направленное на изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом процессуально-правовое значение мирового соглашения проявляется в необходимости его утверждения судом, в связи с чем, мировое соглашение приобретает юридическую силу и влечет для сторон правовые последствия с момента придания ему соответствующей процессуальной формы.
При этом из доводов кассационной жалобы следует, что 15 августа 2019 года в Арбитражный суд Республики Адыгея поступило заявление ООО "Градиент" о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Альтаир".
Определением от 19 ноября 2019 года Арбитражный суд Республики Адыгея признал заявление ООО "Градиент" о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Альтаир" обоснованным и ввел в отношении него процедуру банкротства наблюдение, а также включил требования ООО Градиент" в размере 76 926 987 рублей 42 копейки в реестр требований кредиторов ООО "Альтаир".
Данная сумма задолженности также подтверждена решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2018 по делу N А40-10723/18-12-74.
Также в последующем Определением от 11.02.2020 г. Арбитражный суд Республики Адыгея по делу N А01-2554/2019 включил требование Управления ФНС по Республики Адыгея в реестр требований кредиторов ООО "Альтаир".
В дальнейшем Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 19 мая 2020 года по делу N А01-2554/2019 в отношении ООО "Альтаир" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Щипалов Руслан Александрович.
Таким образом, к дате заключения договора ипотеки (залога недвижимости) от 24.01.2018г. и последующих договоров цессии у должника уже имелась значительная кредиторская задолженность, которая была подтверждена решением Арбитражного суда города Москвы и на сновании которой впоследствии в отношении должника возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Учитывая, что обжалуемым определением суда об утверждении мирового соглашения фактически произведено отчуждение имущества ООО "Альтаир", которое через некоторое время после этого было признано банкротом, данное мировое соглашение затрагивает права и интересы третьих лиц, также являющихся кредиторами ООО "Альтаир".
Таким образом, судья приходит к выводу, что судом первой инстанции преждевременно сделан вывод об отсутствии противоречий мирового соглашения закона и нарушений прав и законных интересов третьих лиц.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о необходимости отмены определения Теучежского районного суда Республики Адыгея от 13 ноября 2019 года и направления данного гражданского дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и принять обоснованное процессуальное решение, в том числе и с учетом рассмотрения Арбитражным судом Республики Адыгея дела о банкротстве в отношении ООО "Альтаир".
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 379.5, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
определение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 13 ноября 2019 года об утверждении мирового соглашения - отменить.
Дело направить в Теучежский районный суд Республики Адыгея на новое рассмотрение.
Судья Е.К. Фрид
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.