Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А, судей Кудрявцевой Е.Н, Лозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Островного Василия Алексеевича, Островной Светланы Васильевны. Островной Дарьи Васильевны к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании жилого помещения утратившим статус служебного, признании права собственности города Севастополя на жилое помещение, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма по кассационным жалобам представителей Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 29 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А, судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании жилого помещения утратившим статус служебного, признании права собственности города Севастополя на жилое помещение, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, указав, что решением профсоюзного комитета ПК-65 64 Управления начальника работ N от ДД.ММ.ГГГГ Островному В.А. и членам его семьи, Островной С.В, Островной Д.В, распределена служебная квартира N "адрес", в связи с наличием трудовых отношений. Решением Департамента капитального строительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в предоставлении услуги по заключению договора социального найма в отношении указанной квартиры. Также ссылаясь на то, что в настоящее время данная квартира не состоит на балансе Министерства обороны Российской Федерации и органов военного управления, право собственности на квартиру не зарегистрировано, требований о выселении в связи с прекращением трудовых отношений никто не предъявлял, квартира длительное время не используется в качестве служебной, данное жилое помещение утратило статус служебного. Поскольку истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, вселены в спорную квартиру, длительное время в ней проживают, несут расходы по ее содержанию, они полагали, что за ними должно быть признано право пользования квартирой на условиях договора социального найма.
Истцы указывали, что принятое в отношении спорной квартиры решение о присвоении ей статуса служебной не соответствует порядку принятия таких решений, установленному действующим законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным истцы просили суд:
- признать жилое помещение - квартиру N "адрес" - утратившим статус служебного;
- признать право собственности города Севастополя на указанное жилое помещение;
- признать за истцами право пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 27 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 29 июня 2020 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 27 февраля 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично.
Признано за Островным В.А, Островной С.В, Островной Д.В. право пользования квартирой N "адрес" в городе Севастополе на условиях договора социального найма. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационных жалобах заявители просят отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда 1 инстанции, считая, что судебной коллегией по гражданским делам допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела. В обоснование жалоб указывают, что Островному В.А. отказано в предоставлении услуги по заключению договора социального найма в отношении указанной квартиры, поскольку данное жилое помещение не предоставлялось на условиях социального найма, относится к специализированному жилищному фонду ввиду наличия статуса служебного. В настоящее время квартира включена в реестр собственности города Севастополя, при этом свой статус как служебной не меняла, решение уполномоченного органа об этом не принималось.
В суд кассационной инстанции поступили возражения истцов Островных, в которых они выражают несогласие с доводами кассационных жалоб, просят судебное постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участвующие в деле лица не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает, что жалобы надлежит удовлетворить.
Как следует из материалами дела, решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 25 июля 1989 года N 13/732 "О включении в число служебных жилых помещений управления жилищно-коммунального хозяйства, производственного объединения "Севгортеплокоммунэнерго", 1997 ОМИС КЧФ" квартира N "адрес" в городе Севастополе включена в число служебных жилых помещений управления жилищно-коммунального хозяйства.
Решением профсоюзного комитета ПК-65 64 Управления начальника работ N от ДД.ММ.ГГГГ Островному В.А. и членам его семьи, Островной С.В, Островной Д.В, распределена служебная квартира N "адрес" в городе Севастополе, в связи с наличием трудовых отношений, с одновременной постановкой на квартирный учет.
На основании данного решения истцы вселены в спорное жилое помещение, до настоящего времени в нем фактически проживают, имеют в нем регистрацию по месту жительства.
Трудовые отношения ПК-65 64 Управления начальника работ и Островного В.А. прекращены.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 5, 58, 118, 121, 122 Жилищного кодекса Украинской ССР (действующего на момент предоставления жилья), положениями статей 9, 10, 49, 63, 92, 93, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что спорная квартира выбыла из состава специализированного фонда, включена в собственность города федерального значения Севастополя, в связи с чем, изменила свой статус.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что в настоящее время не имеется оснований полагать, что данное жилое помещение имеет статус служебного, основано на неверном толковании норм материального права.
Решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении в число служебных жилых помещений управления жилищно-коммунального хозяйства, производственного объединения "Севгортеплокоммунэнерго", 1997 ОМИС КЧФ" квартира N "адрес" в городе Севастополе включена в число служебных жилых помещений управления жилищно-коммунального хозяйства.
Решением профсоюзного комитета ПК-65 64 Управления начальника работ N от ДД.ММ.ГГГГ Островному В.А. и членам его семьи, Островной С.В, Островной Д.В, распределена служебная квартира N "адрес" в городе Севастополе, в связи с наличием трудовых отношений, с одновременной постановкой на квартирный учет.
Жилищные правоотношения носят длящийся характер и как было правильно установлено судом первой инстанции истцы были вселены в жилое помещение в период действия Жилищного Кодекса УССР и до настоящего времени истцы проживают в спорном жилом помещении, в связи с чем к правоотношениям также подлежит применение законодательство Украины.
Статьей 5 Жилищного кодекса Украинской ССР, действовавшей на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В силу статьи 118 Жилищного кодекса Украинской ССР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 121 Жилищного кодекса Украинской ССР порядок предоставления служебных жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другими актами законодательства Украинской ССР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации.
В соответствии со статьей 122 Жилищного кодекса Украинской ССР на основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является основанием вселения в предоставленной служебное жилое помещение.
Таким образом, судами было установлено, что спорное жилое помещение в надлежащем порядке, в соответствии с требованиями жилищного законодательства на основании решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ было отнесено в разряд служебных.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования истцов, пришел к выводу о том, что поскольку спорная квартира не стоит на балансе Министерства обороны РФ, является собственностью города Севастополя, она выбыла из состава специализированного фонда.
Между тем, указанные выводы сделаны с нарушением норм материального права.
В настоящее время виды жилых помещений специализированного жилищного фонда и их назначение установлены главой 9 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 3) индивидуальный жилищный фонд; 4) жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, не принималось.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что до настоящего времени спорная квартира является специализированным (служебным) жилым помещением, которое не может быть предоставлено по договору социального найма.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-РДИ в Реестр собственности города Севастополя включена однокомнатная квартира N расположенная по адресу: "адрес"
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций является Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с архивной выпиской 0/27 от 05 сентября 2019 года, спорная квартира отнесена к числу служебной жилой площади 1997 ОМИС Черноморского флота на основании решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 25 июля 1989 года N 13/732, соответственно учитывалась как имущество, предназначенное для нужд вооруженных сил РФ в лице Черноморского флота.
На основании этих данных территориальным управлением, как уполномоченным органом по учету недвижимости, предназначенной для Вооруженных Сил РФ, согласно уставной деятельности, был сформирован Перечень специализированного жилищного фонда в многоквартирных домах для повторного заселения военнослужащих Минобороны России и членов их семей, подлежащего передаче в федеральную собственность, в отношении 74 жилых помещений, которые на основании соответствующих распорядительных актов относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (ред. от 29 декабря 2014 года) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, передача такого имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность осуществляется безвозмездно и по решению субъекта Российской Федерации.
С целью надлежащего оформления правоудоствоверяющей документации на служебные жилые помещения, предназначенные для нужд Вооруженных Сил РФ указанный перечень ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России направило в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации или государственных органов города федерального значения Севастополя.
Таким образом, вопреки выводам суда апелляционной инстанции об изменении статуса спорной квартиры, уполномоченным органом решение о переводе жилого помещения из специализированного жилого фонда в жилой фонд социального использования не принималось.
При этом, сама по себе смена собственника жилого помещения не свидетельствует об изменении вида жилого помещения в зависимости от цели использования.
Решение исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении в число служебных жилых помещений управления жилищно-коммунального хозяйства, производственного объединения "Севгортеплокоммунэнерго", 1997 ОМИС КЧФ" которым квартира N расположенная по адресу: "адрес", включена в число служебных жилых помещений, в судебном порядке не оспорено и не отменено.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N ОДН/19-608 Островному В.А. отказано в предоставлении услуги по заключению договора социального найма в отношении указанной квартиры, поскольку данное жилое помещение не предоставлялось на условиях социального найма, относится к специализированному жилищному фонду ввиду наличия статуса служебного.
Указанное решение Департамента истцами также не оспаривалось.
Служебные жилые помещения являются специализированным жилищным фондом, который не подлежит отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передаче таких помещений по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 92 ЖК РФ).
Таким образом, суд апелляционной инстанции неправильно установилправовую природу спорного жилого помещения и применил нормы права, не подлежащие применению.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что допущенные судом апелляционной инстанции по настоящему делу нарушения норм права являются существенными, непреодолимыми и не могут быть устранены без отмены судебного постановления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
С учетом того, что судом первой инстанции в полной мере установлены юридически значимые обстоятельства, правильно определены характер и природа спорных правоотношений, применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 29 июня 2020 года подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Кассационные жалобы представителей Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 29 июня 2020 года отменить.
Оставить в силе решение Ленинского районного суда города Севастополя от 27 февраля 2020 года.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.