Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А, судей Кудрявцевой Е.Н, Лозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Керчи Республики Крым в интересах Резник Кристины Александровны к администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье по кассационной жалобе главы Администрации города Керчи на решение Керченского городского суда от 21 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратурой Российской Федерации Руденко М.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Керчи Республики Крым в интересах Резник Кристины Александровны обратился в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье, указав, что по обращению Резник К.А. проведена проверка по факту соблюдения ее жилищных прав как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Проверкой установлено, что мать Резник К.А. - ФИО5 заочным решением Керченского городского суда АР К от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении дочери Кристины, 2000 года рождения, сведения об отце ребенка - ФИО6 в актовую запись о рождении внесены по заявлению матери в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 135 Семейного кодекса Украины.
Решением исполнительного комитета Керченского городского совета Автономной Республики Крым от 13 декабря 2002 года Резник К.А. был назначен опекун - ФИО7 (бабушка). Постановлением администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Резник К.А. включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья. Какое-либо недвижимое имущество на праве собственности у Резник К.А. отсутствует, однако до настоящего времени она жильем не обеспечена, что является нарушением жилищных прав Резник К.А.
Решением Керченского городского суда от 21 апреля 2020 года исковые требования прокурора города Керчи Республики Крым в интересах Резник Кристины Александровны удовлетворены частично.
На администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить Резник К.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, специализированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Керчи Республики Крым общей площадью на менее 25 м2.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04 августа 2020 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава Администрации города Керчи просит отменить судебные постановления, считая, что судами допущены существенные нарушения норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что суды не учли, что в силу федерального законодательства и Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" обязательство органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан напрямую связано с необходимостью предоставления органами государственной власти соответствующих субвенций, так как названные полномочия являются делегированными. Полагает, что на администрацию города Керчи не представляется возможным возложить обязанность по предоставлению благоустроенного жилья в данном случае, без предоставления финансовых ресурсов, поскольку данные требования противоречат законодательству Российской Федерации.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции явился прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратурой Российской Федерации Руденко М.В, которая возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы в виду следующего.
Как следует из материалов дела, и установлено судами первой и апелляционной инстанции, Резник Кристина Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения. Заочным решением Керченского городского суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, мать Резник Кристины Александровны - ФИО5 была лишена родительских прав в отношении своей дочери 2000 года рождения. Сведения об отце ребенка - ФИО6 в актовую запись о рождении внесены по заявлению матери и с ее слов в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 135 Семейного кодекса Украины.
Несовершеннолетней Резник К.А. решением исполнительного комитета Керченского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ назначен опекун ФИО7
Постановлением администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Резник К.А. включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья.
В списке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, и лиц из их числа по состоянию, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Керчи Республики Крым Резник К.А. значиться под N.
С ДД.ММ.ГГГГ Резник К.А. зарегистрирована по адресу "адрес" по месту жительства опекуна ФИО7 (бабушки) и фактически там проживает. Право собственности на указанное жилое помещение Резник К.А. не имеет.
Какое-либо недвижимое имущество у Резник К.А. на праве собственности в ЕГРН не зарегистрировано. ДД.ММ.ГГГГ Резник К.А. достигла совершеннолетия.
Данных о том, что с Резник К.А. администрацией города Керчи Республики Крым заключен договор социального найма, не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступивший в силу с 1 января 2013 года, Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г. N46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исходил из того, что по достижении 18 лет указанным категориям граждан однократно в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судебная коллегия апелляционного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и пришла к выводу, что процедура приобретения жилого помещения для предоставления его Резник К.А. законодательно определена. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г. N46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно ст. 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-3PK/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5). При этом пункт 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы подателя жалобы в части отсутствия финансирования и необоснованном возложении на ответчика данной обязанности в отсутствие соответствующих полномочий основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы кассатора повторяют позицию, изложенную в суде апелляционной инстанции, которой дан полный и всесторонний анализ со стороны судебной коллегии.
Доводы сводятся к несогласию истца с оценкой доказательств, данной судом, и установленных по делу обстоятельств. Между тем, согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, несогласие заявителя с оценкой доказательств не может служить основанием к отмене судебных актов.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, полагает возможным согласиться с ними.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, в связи с чем позиция подателя жалобы не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда от 21 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы Администрации города Керчи - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.